Потолок цен на российский и любой другой газ оставит Европу без топлива, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Односторонний диктат не сработает как в случае с Россией, так и с другими поставщиками сырья на европейский рынок.

РФ откажется от европейских предельных цен

Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что введение Евросоюзом потолка цен на российский газ означает прекращение поставок.

«Газпром» работает в соответствии с условиями подписанных соглашений, и если они будут европейцами нарушены, то это прекратит их действие. Односторонняя коррекция цены будет воспринята компанией в качестве такого нарушения.

Данная позиция является консенсусной – ранее ее озвучил заместитель председателя Правительства РФ Александр Новак.

Потолок цен на нефть европейцы, судя по всему, введут вместе с эмбарго на российские морские поставки, а вот по голубому топливу есть вопросы. Здесь альтернативы России нет, пусть и сегодня отечественный газовый экспорт в ЕС сократился в пять раз.

В целом ситуация в энергетике ЕС сложная – сырье не только дорогое, но его и не хватает.

Сегодня, 17 октября 2022 года, на 15:45 газ на нидерландской бирже TTF стоил 130,7 евро за МВт*час (1316,72 доллара за тысячу кубометров).

Цифры не являются рекордными, но это затишье перед бурей – через месяц в ЕС начнется активный отопительный сезон, когда спрос на газ возрастет. Есть пример ФРГ, где понижение температуры сразу привело к росту потребления газа.

Котировки через месяц уйдут выше 2000 долларов за тысячу кубометров, из-за чего, по данным Financial Times, европейцы разрабатывают чрезвычайный механизм по ограничению цен на весь газ – данный режим коснется не только РФ, но и других поставщиков.

Однако практически наверняка это усугубит ситуацию.

Когда в ЕС были самые высокие цены на газ в мире, все свободное предложение СПГ шло туда, но введение предельных цен приведет к обратной реакции.

Энергополитика ЕС потерпела крах

«Логика здесь простая: вы ставите максимальную цену и ждете, что вам по ней будут поставлять газ, но если поставщик найдет более выгодный вариант, то он отправит сырье в данном направлении», — заключает энергоэксперт Сергей Правосудов.

Подобным образом формируется стоимость сырья в спотовых контрактах, которые все прошлое десятилетие лоббировал Евросоюз. Сегодня в европейской экономике 80% газовых поставок осуществляется по этой схеме.

Альтернативой споту является определение газовых цен с привязкой к нефти, данный вариант лоббировал «Газпром», но европейцы продавили переход на биржевое ценообразование.

Цена на газ с привязкой к нефти меньше, чем на споте, и так будет продолжатся еще много месяцев, а может быть и лет. Проблема для Евросоюза упирается даже не в цену, а в провал европейской энергетической политики. Брюссель не хочет признавать данный факт и перекладывает проблемы на Россию и других поставщиков газа.

«Азия находится в выигрышном положении из-за того, что на 70% контрактов на поставку газа привязаны к нефтяной корзине. И для европейцев было бы значительно лучше перевести часть контрактов на нефтяную привязку, предложив им выгодные условия. Кто-то согласится – все участники рынка заинтересованы в долгосрочных контрактах, а не в ситуационных заработках на споте», — резюмирует Правосудов.

Такой вариант является оптимальным, но Брюссель политизирует данный вопрос.

«У Евросоюза два пути, которые ведут к снижению цен, но они носят принципиально разный характер. Либо ты пытаешься диктовать условия, либо делаешь предложение и стараешься прийти к компромиссу», — констатирует Правосудов.

Европейские власти все не могут признать, что ЕС является слабой стороной в энергетических делах, чье положение заметно ухудшилось после разрыва связей с Россией.

Без дешевого российского газа европейцы сразу стали самым дорогим рынком в мире, а это говорит о безвыходности ситуации, в которую попал Евросоюз – странам объединения нужно сырье, и они готовы покупать его по сверхвысоким ценам.

«Когда цены на газ в Европе стали выше, танкеры с СПГ поплыли в европейские страны, помогли здесь и локдуауны в Китае, из-за чего в Поднебесной нет резкого роста спроса на газ, наблюдавшегося на протяжении нескольких лет», — заключает Правосудов.

Только ситуация в Китае может измениться, после чего европейцам придется либо вести с Азией ценовую войну, либо договариваться с поставщиками и отказываться от значительной части своей газовой политики, а это для ЕС политически неприемлемо.

Что касается потолка цен на российское сырье, то его введение многократно ухудшит и так непростые позиции европейцев. Одно дело сверхвысокие цены, другое – физический дефицит сырья на непреложные нужды и риск блэкаутов.