Национализация «Ямал – Европы» бессмысленна для Польши с экономической точки зрения, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Поляки не смогут загрузить газопровод нужным для его нормальной работы объемом сырья и будут оплачивать убытки.
Польша национализировала «Ямал – Европу»

Польские власти изъяли долю «Газпрома» в компании EuRoPol GAZ, которой принадлежит польский участок газопровода «Ямал – Европа». Решение Варшавы зафиксировало действия, совершенные поляками еще весной 2022 года.

Польское руководство тогда взяло под контроль газопровод, после чего РФ ввела санкции противкомпании EuRoPol GAZ, которые сделали невозможным для «Газпрома» транзит сырья через данное направление.

Теперь этот маршрут, способный поставлять в Германию через Белоруссию и Польшу 38 млрд кубометров газа, работает только на реверс. Поляки покупают минимальные объемы на рынке ФРГ, а это лишает рентабельности такую большую инфраструктуру.

Все это заставляет задуматься о перспективах российских поставок газа в ЕС: если убрать «Турецкий поток», то сейчас работает только украинская ГТС, через которую до словацкого города Вельке-Капушаны доходит только 36 млн кубометров газа в день.

«Северный поток – 1» и «Северный поток – 2» подверглись диверсии, сохранилась только одна из ниток второго газопровода, который не был сертифицирован в Германии.

Запуск данной нитки является полуфантастическим событием, для этого Берлин и Брюссель должны пойти на серьезную уступку, которая на сегодня кажется невозможной. Остается «Ямал – Европа», но поляки делают все, чтобы данный маршрут не заработал.

Показательно также, что польское решение было сделано в день европейского зондажа на тему российско-украинских переговоров. Варшава этим показывает, что уступок по России с ее стороны ждать не стоит.

Действия поляков лишены экономической логики

«Разговор здесь идет о национализации, которая обычно подразумевает компенсацию инвесторам – в данном случае “Газпрому”, но в польском случае об этом не заявляется, все действия проводятся в одностороннем порядке», — заключает генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Более того, проект берется в государственную собственность с непонятными целями.

«Возникает вопрос: зачем это полякам – обычно национализируется собственность, которая приносит доход и прибыль. “Ямал – Европа” использовался для транзита газа в ФРГ, который теперь невозможен. Если таких поставок не будет, то инфраструктура будет приносить польской стороне одни убытки. Издержки на ее содержание реверсом газа из Германии не покрываются», — констатирует Правосудов.

Польские закупки в ФРГ являются крохами по сравнению с российскими экспортом.

«Получается, что поляки национализировали имущество, которое будет приносить им постоянные убытки. Дальше возникает вопрос с Германией, куда шел основной транзит российского газа по этому маршруту», — резюмирует Правосудов.

Немцы должны прокомментировать данный казус: устраивает ли их перекрытие польского газотранспортного маршрута или нет.

Германия национализировала Gazprom Germania

«Германия заявила о готовности национализировать Gazprom Germania, куда входила куча активов “Газпрома” в Евросоюзе, и даже получила от Брюсселя на это двести с небольшим миллионов евро. Интересно, куда они пойдут? На компенсацию “Газпрому”, прежнему собственнику, или на другие нужды?» — заключает Правосудов.

По Gazprom Germania к ФРГ существуют такие же вопросы, как к Польше по «Ямал – Европе».

«В Gazprom Germania входят подземные хранилища газа – они могут использоваться по назначению, но кроме них это газопроводы по доставке газа с “Северных потоков”. По ним какой газ пойдет? Они будут приносить прибыль новым собственникам или будут тоже генерировать им сплошные убытки», — констатирует Правосудов.

Изъять, а затем национализировать мощности, принадлежащие российскому капиталу, не сложно, но такие действия не заставят их приносить прибыль.

России нужно принять решения по газопроводам

«Схожие проблемы возникли сегодня у российской стороны: построены огромные мощности по экспорту газа в Ленинградской области, но сегодня пригодна к работе только вторая нитка “Северного потока – 2”. Что делать с этой инфраструктурой? Будут ли восстанавливаться “Северные потоки”? Разговор идет о трех нитках, способных перевозить огромные объемы экспортного газа», — резюмирует Правосудов.

Получается, в РФ не будет задействована колоссальная газотранспортная инфраструктура, что является совершенно ненормальной ситуацией. Нужно куда-то перенаправить эти объемы – на внутренний рынок или на производство сжиженного газа или аммиака.

«У нас возникло огромное количество незадействованной инфраструктуры, данный вопрос нужно решать в первую очередь», — заключает Правосудов.

С Польшей и ФРГ в условиях современного кризиса мы не сможем договориться, поэтому надо приспособить наши экспортные возможности к новым реалиям.

Польская сторона выполняет заказ США и сабботирует экспорт российского газа в ФРГ, причем в Берлине политическое руководство занимается тем же самым.

Что касается «Ямал – Европы», то газопровод продолжит работать на реверс газа, а в будущем будет постепенно разваливаться, если не вернется к экспорту российского сырья.