Большие запасы газа, которые сделала Европа из опасения холодной зимы и сокращения поставок из России, помогли ей безболезненно пройти отопительный период. Но это топливо закуплено по крайне высоким прошлогодним ценам, указывает издание Business Insider.

Сейчас газовые котировки намного ниже, и владельцам закачанного в хранилища топлива приходится выбирать — либо продавать сейчас и фиксировать колоссальные убытки, либо придержать газ до следующей зимы, рассчитывая на будущий рост цен на энергоносители.

«Страны региона накопили так много природного газа по более высоким ценам, что теперь он застрял с запасами топлива, которые обесценились в рыночной стоимости. Сейчас газовые фьючерсы… на 85% ниже рекордно высокого уровня в 349 евро за мегаватт-час в августе», — указывается в статье интернет-издания.

По данным Gas Infrastructure Europe, по состоянию на 15 февраля уровень заполняемости подземных хранилищ в странах ЕС составил рекордные 65,66%, или 71,15 млрд куб. м, это на 20% выше среднегодовых показателей для этой даты за последние 5 лет. Но большие цифры обманчивы — трейдеры не хотят продавать топливо по текущим низким ценам, «они попытаются сохранить этот газ в хранилищах до потенциального роста цен следующей зимой или в будущем», — считает Штефан Ульрих, аналитик агентства Bloomberg.

В результате в Европе при огромных запасах в хранилищах парадоксально может возникнут газовый дефицит. Либо в сложившуюся ситуацию вновь придется вмешиваться властям стран ЕС.

«Бизнес, скорее всего, будет обращаться к своим правительствам, — считает гендиректор института национальной энергетики Сергей Правосудов. — И у него для этого есть все основания — в прошлом году власти на уровне Еврокомиссии поставили задачу максимальной закачки газа в хранилища по любым ценам. Это был фактически приказ, и трейдеры его выполнили, поэтому и стоимость топлива в прошлом году так выросла. Теперь, с падением котировок, власти стран ЕС должны будут как-то субсидировать операторов или предоставить им налоговые льготы, либо переложить их затраты на потребителей. Может, будут задействована комбинация из двух или трех вариантов.

Во многом дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от погоды в Европе и от спроса на газ в Китае, который сокращал потребление топлива из-за пандемийных ограничений, но сейчас возвращается к обычной жизни. В зависимости от этих факторов будут корректироваться и рынок ЕС, и поведение трейдеров, и позиция властей».