Замкнутый круг. Без нашего газа Германия вынуждена закупать в РФ удобрения / Евгений Никтовенко / «Аргументы и Факты» 04.09.2023 г
Отказавшись от российского газа, Германия нанесла мощный удар по собственным производителям минеральных удобрений, что привело к резкому росту импорта удобрений из России, сообщает немецкое издание Berliner Zeitung.
Для нас поставлять более дорогую продукцию газового передела выгоднее, но масштабы газового экспорта значительно больше показателей экспорта удобрений.
По данным Федерального статистического управления ФРГ, с июля 2022 года по июнь 2023 года импорт российских удобрений в Германию вырос на 334%, до 167 тыс. тонн. В процентном выражении наши производители удобрений за год увеличили свою долю на немецком рынке с 5,5% до 18%. Как отмечают в Berliner Zeitung, такая же тенденция характерна для всего ЕС в целом. Фактически российский газ возвращается на европейский рынок в виде более дорогих удобрений. «На газ и электроэнергию приходится от 80 до 90% себестоимости производства минеральных удобрений. Нынешняя ситуация означает, что в конечном итоге импортируемые удобрения — это не что иное, как дешевый российский природный газ на следующем этапе цепочки добавленной стоимости», — указывает управляющий директор Ассоциации сельскохозяйственной промышленности Германии Мартин Мэй.
По мнению гендиректора института национальной энергетики Сергея Правосудова, Европейский союз, отказавшись от российского газа, навредил многим отраслям собственной экономики. «Например, прекратив закупать “плохой” газ из России, ЕС попал в зависимость от поставок солнечных панелей из Китая, — объясняет эксперт. — Внутреннее производство панелей оказалось очень дорогим, и сейчас 70-80% европейского рынка оборудования для солнечной генерации занимают компании из КНР. Такая же ситуация и в случае с нашими удобрениями — промышленность ЕС оказалась неконкурентоспособной без сравнительно дешевого нашего газа и вынуждена резко снижать объемы производства».
В Berliner Zeitung приводят статистику, подтверждающую позицию эксперта. По данным издания, в 2021 году обеспеченность Германии собственными удобрениями составляла 37%, а в 2023 году этот показатель упал до 5%. «ЕС должен вмешаться в ситуацию, иначе собственное производство удобрений поставят на колени», — бьет тревогу Мартин Мэй.
Отказ от импорта газа из России, по мнению Сергея Правосудова, ударил и по другим секторам европейской промышленности. «Помимо производства удобрений, это негативно повлияло и на химическую отрасль в целом, и на металлургию, и многое прочее», — указывает эксперт.
Для России, безусловно, выгоднее экспортировать не сырье в виде природного газа, а продукцию с высокой добавленной стоимостью в виде тех же удобрений. В то же время «нужно понимать, что у нас самые большие запасы газа в мире, — напоминает Сергей Правосудов. — И переработать такие объемы просто невозможно. Трудно представить, что должно произойти, чтобы все в мире стали покупать только наши удобрения или иные продукты газового передела, игнорируя других производителей. Кроме того, для бюджета поставки газа выгоднее, они обкладываются большими налогами — специальными пошлинами на добычу и на экспорт. Ну и масштабы поставок газа на внешние рынки в финансовом выражении значительно больше, чем поставки удобрений, поэтому при всей привлекательности экспорта удобрений газовая международная торговля с экономической точки зрения для России остается очень важной», — заключил эксперт.
По данным ЦБ, в 2021 году, когда не было никаких ограничений на поставки российского газа, экспорт голубого топлива принес России 55,5 млрд долл.