В ОСК рассказали о строительстве ледостойкой платформы для добычи газа

Специалисты Объединённой судостроительной корпорации создают специальную ледостойкую платформу для добычи газа в условиях Крайнего Севера, сообщили в компании. Проект реализуется для разработки месторождения Каменномысское-море, запасы которого оцениваются в 555 млрд куб. м. По словам аналитиков, строительство платформы и добыча газа в акватории Обской губы позволят предприятиям и промышленникам получить уникальный опыт для дальнейшего освоения шельфов.

Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) работает над созданием специальной ледостойкой платформы для добычи газа на месторождении Каменномысское-море.

«Сегодня предприятия ОСК трудятся над новой масштабной задачей — созданием ледостойкой стационарной платформы «Каменномысское-море», которая будет работать на одноимённом месторождении в акватории Обской губы, открытом в 2000 году. Длина платформы составит 135 м, а ширина — 69 м», — говорится в сообщении компании в Telegram по случаю Дня работников нефтяной, газовой и топливной промышленности.

В пресс-службе корпорации напомнили, что у предприятий ОСК есть опыт в этой области: уже более десяти лет на арктическом шельфе России работает морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная», построенная на Севмаше в 2013 году. В её создании принимали участие такие ведущие отечественные конструкторские бюро, как «Рубин» и «Коралл», а также производственные площадки «Звёздочка» и «Арктика».

«Севернее никто никогда не добывал на шельфе»

Строительством ледостойкой платформы (ЛСП) занимаются около 7 тыс. специалистов. Элементы конструкции создавались предприятиями ОСК параллельно на нескольких площадках в Астрахани, Калининграде, Северодвинске, Екатеринбурге и Рыбинске. В единое целое платформу смонтируют в Калининграде, откуда конструкцию высотой с 25-этажный дом отбуксируют в Карское море.

Как отмечается в материалах «Газпрома», освоение месторождения Каменномысское-море станет первым в мире шельфовым проектом, реализованным в таких экстремальных ледовых и климатических условиях. Дело в том, что акватория Обской губы отличается крайне низкими температурами (до -60 °C) и сильными штормами. Кроме того, местный лёд пресноводный, а значит, более плотный и грубый. При замерзании вода увеличивается в объёме и давит на корпус сооружения.

«Севернее никто никогда не добывал на шельфе с помощью морских платформ. Обская губа замерзает, там более суровая ледовая обстановка, чем где-либо ещё в мире. Однако плюсом этого места может стать небольшая глубина», — пояснил в комментарии RT эксперт Финансового университета при правительстве России и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Для защиты от мощных льдов опорное основание ЛСП будет клиновидной формы. Кроме того, практически всё оборудование конструкторы разместили внутри корпуса — это защитит его от негативного воздействия холода и ветра.

Надёжную фиксацию объекта на илистом дне обеспечит гравитационно-свайное крепление: платформу поставят на грунт, заполнят подводную часть морской водой, а затем закрепят с помощью 56 свай диаметром более 2 м, погруженных в грунт на 47 м.

ЛСП будет состоять из основного и вспомогательного буровых модулей, эксплуатационного и энергетического комплексов, а также жилого блока на 120 мест. Вес всей конструкции превысит 40 тыс. т.

Известно также, что на ЛСП будет установлен первый российский энергетический газотурбинный агрегат ГТА-8. Ранее такие системы для отечественных морских буровых платформ поставлялись из-за рубежа.

Согласно планам, с помощью платформы будут построены 33 основные наклонно-направленные эксплуатационные скважины. В перспективе для поддержания добычи могут быть сделаны ещё 22 скважины на сателлитных ледостойких блок-кондукторах, не предполагающих постоянного присутствия персонала.

Добытый газ по трубопроводам будет поступать на берег, где разместится установка комплексной подготовки газа и дожимная компрессорная станция. Оттуда топливо будет подаваться в единую систему газоснабжения России. Также в регионе построят подъездную автодорогу, которая свяжет неосвоенные территории мыса Парусный с посёлком Ямбург.

По заявлению разработчиков, проект станции соответствует экологическим стандартам. В частности, на ЛСП предусмотрена система «нулевого сброса» — все отходы производства и жизнедеятельности будут вывозиться на берег и затем утилизироваться. Это позволит избежать негативного воздействия на арктическую флору и фауну.

«Принесёт дополнительные доходы»

«Газпром» оценивает запасы голубого топлива в месторождении Каменномысское-море примерно в 555 млрд куб. м. На сайте «Газстройпрома» отмечается, что такой объём ресурсов позволяет отнести это месторождение к категории уникальных. После запуска платформы проектная мощность добычи должна составить 15 млрд куб. м в год.

По словам Игоря Юшкова, реализация этого проекта не только в будущем принесёт дополнительный доход в бюджет государства, но и уже сейчас обеспечивает заказами множество предприятий промышленности.

«Условно говоря, судостроители размещают заказ для машиностроителей, например, на производство буровой установки. А дальше всё идёт по цепочке, вплоть до металлургов», — пояснил аналитик.

При этом эксперт отметил важность получения опыта воплощения подобных проектов в жизнь, потому что в будущем освоение шельфовых месторождений будет расширяться.

«Выходить на такие сложные месторождения в Арктическом море, на Каспии, на Дальнем Востоке — эта потребность всё равно будет. Поэтому чем больше накопится опыта в строительстве подобных буровых плавучих платформ, тем лучше», — сказал специалист.

Аналогичного мнения придерживается и директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. В беседе с RT он подчеркнул, что при строительстве ЛСП заказы остаются внутри страны, создаются рабочие места, платятся налоги.

«Плюс ко всему нужно понимать, что перспективы шельфа северных морей огромные. По мере сокращения сухопутных месторождений всё больше будут востребованы именно шельфовые разработки. Соответственно, эти технологии ждёт огромное будущее», — резюмировал аналитик.