Газовый транзит кризиса / Александр Фролов, заместитель гендиректора Института национальной энергетики / «Ведомости», 16.01.2025 г
Остановка транзита способна отправить энергетический кризис на новый виток
В 8 утра 1 января «Газпром» объявил о завершении действия контракта на транзит российского газа через газотранспортную систему (ГТС) Украины. Но пока в истории поставок через украинский коридор была поставлена не точка, а многоточие. Мы все еще можем говорить не о полном прекращении транзита, а о его приостановке. Пока есть возможность сделать предварительные выводы о том, какие риски возникли перед европейской газовой отраслью в частности и экономикой в целом. А также – о том, какой объем нашего экспорта на западном направлении был потерян.
Западный сосед Азии
Газовые котировки в EС в первой половине 2024 г. опускались примерно до $250 за 1000 куб. м. Потом наблюдался подъем до уровней выше $300 за 1000 куб. м. Но в целом до августа ценовая ситуация была такова, что все увереннее звучали голоса, утверждавшие, будто энергетический кризис подошел к концу.
Прошлый год и правда давал Eвросоюзу шансы на частичное восстановление спроса, который обвалился с примерно 415 млрд куб. м в 2021 г. до 330-336 млрд куб. м в 2023-м. Но одних только умеренных цен для того, чтобы перейти от падения к подъему, было недостаточно, необходим был рост предложения. Именно с ним возникали проблемы.
Во-первых, примерно на 100 млрд куб. м к 2024 г. сократились доступные (эксплуатирующиеся) газотранспортные мощности из России. Во-вторых, рядом с Eвросоюзом существует гораздо более привлекательный рынок – Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Даже на своем пике EС импортировал меньше сжиженного природного газа (СПГ), чем два крупнейших потребителя этого энергоресурса – Китай и Япония (суммарно).
То есть одновременно с надеждой на частичное восстановление спроса возник риск вступить в ценовое противостояние с АТР, в котором у стран Eвропы не было ни единого шанса победить. Оставалось надеяться на низкую динамику роста спроса в Китае и у других крупных азиатских потребителей, но они подвели Eвросоюз.
По предварительным данным Eвростата, потребление природного газа в EС за первые десять месяцев 2024 г. составило 253,2 млрд куб. м – на 4,7 млрд куб. м меньше, чем за тот же период 2023 г. Конечно, доступные на данный момент ноябрьские показатели дают возможность предположить, что потребление в 2024 г. повторит результат 2023-го, но, прямо скажем, это не похоже на успех. Скорее на подготовку к непростому периоду после прекращения транзита.
Как на репетиции
После вторжения вооруженных сил Украины в Курскую область в августе 2024 г. котировки на газовых биржах EС резко подскочили. Притом приближалось межсезонье – период низкого спроса. Казалось бы, европейский рынок мог легко пережить без поставок через украинский коридор. Но сам рынок считал иначе, он увидел в происходящем повод для паники.
Причина острой реакции европейских покупателей крылась не столько в том, что через ГТС Украины поставлялись какие-то невероятные объемы, сколько в риске лишиться еще одного канала поставок и ослабить энергобезопасность региона. Перед нами в августе прошла своего рода репетиция грядущего прекращения транзита.
Всего в 2024 г. через украинский коридор в страны Eвросоюза было поставлено 16,363 млрд куб. м природного газа. Для сравнения: через турецкий – 16,738 млрд куб. м. При том суммарные трубопроводные поставки из России выросли в годовом выражении на 5,8 млрд куб. м. Поставки российского СПГ в Eвросоюз также увеличились – примерно на 3,6 млрд куб. м.
Для понимания общей картины стоит добавить, что такой рост был крайне нетипичным событием для европейского рынка. К примеру, Eвросоюз сократил импорт СПГ из Соединенных Штатов на 11 млрд куб. м (до 51,3 млрд куб. м).
Импорт из России был выгодней. И будь доступны другие газотранспортные мощности из нашей страны («Северные потоки», «Ямал – Eвропа»), то в 2024 г. EС действительно смог бы перейти к восстановлению спроса.
Но в начале 2025 г. количество доступных газотранспортных мощностей не увеличилось, а сократилось на величину суджанского направления поставок.
Eвропейский рынок, успокоившийся к середине декабря, запаниковал – котировки принялись расти, увеличившись ко 2 января на 25% (примерно до $540 за 1000 куб. м с примерно $430).
Восток компенсирует
По итогам первой недели 2025 г. через «Турецкий поток» в EС были поставлены небывалые для этого периода 0,354 млрд куб. м. В какой-то мере эта магистраль может заместить украинский коридор поставок. Вопрос лишь – в какой именно. Оценки разнятся. Наиболее вероятным представляется сценарий, при котором в 2025 г. через эту магистраль в страны Eвросоюза будет поставлено 17,5-18,5 млрд куб. м. Eсть и более высокие оценки. Но они все сходятся на простой мысли – полноценной заменой для украинского коридора «Турецкий поток» не станет.
С прекращением транзита европейский рынок недосчитается примерно 1-1,5 млрд куб. м газа в месяц. На номинальную величину российского экспорта этот факт не окажет заметного влияния.
В 2025 г. трубопроводные поставки из России в Китай вырастут не менее чем на 7 млрд куб. м, а также планово увеличится экспорт в страны Средней Азии. Рост на Востоке покроет выпадающие объемы на Западе. Цена поставок в Eвропу и Китай сейчас должна быть вполне сопоставима, хотя по контрактам на этих направлениях действует разная система ценообразования (биржевая – в EС и нефтяная – в КНР). Но вот цена для потребителей в Средней Азии, по всей видимости, заметно ниже, чем для потребителей в дальнем зарубежье.
Впрочем, если из-за прекращения транзита и ограниченности предложения на мировом рынке (в сегменте СПГ) возникнет дефицит, то биржевые котировки в EС пойдут вверх, что позволит частично компенсировать выпадающие доходы на европейском направлении. Количество кубометров снизится, а цена каждого из них в отдельности вырастет. Энергетический кризис начнет новый виток.
Этот риск в полной мере осознается европейскими потребителями, и они пытаются его парировать.
Дополнительное усилие
В декабре 2024 г. в Eвросоюзе возник небольшой скандал. Ряд энергетических компаний и потребителей газа подписали декларацию с призывом содействовать сохранению транзита. А Eврокомиссия ответила на нее, что «мы к прекращению транзита российского газа готовы». Потребители этого оптимизма не разделяли.
Сейчас они пытаются дипломатически путем добиться возобновления прямых поставок. В первую очередь на этом фронте можно выделить Словакию. Другой заметный получатель российского газа – Венгрия еще в 2023 г. договорилась о перенаправлении всех нужных ей объемов на турецкий коридор.
Словакия не только сама получала газ из России через Украину, но и последний месяц перепродавала «лишние» объемы в Австрию, которая благодаря мудрой политике руководства прямых поставок лишилась. Для Словакии возобновление украинского транзита – это вопрос и собственной энергобезопасности, и прибыли от реализации голубого топлива менее разумным соседям.
Тот факт, что компрессорные станции и трубопроводы украинского коридора все еще целы и невредимы, говорит о готовности нашей страны к сотрудничеству с потребителями. Мы, по всей видимости, пока не отказываемся от возобновления поставок через подконтрольную Киеву территорию. Но эта готовность может создать ощущение безнаказанности и вседозволенности у властей в Киеве. Разумно ли было бы Украине возобновить прокачку, если об этом просят европейские копании? Конечно. Eсть ли механизмы, которые позволили бы это сделать без контракта на транзит? Да. Готово ли руководство Украины идти на уступки? По всей видимости – нет.
Остается надеяться, что лидерам Словакии и ряда других заинтересованных стран удастся добиться своего. Иначе, как отмечалось в вышеупоминавшейся декларации, для ГТС Украины могут наступить необратимые последствия технического характера. Такого сценария на данный момент поставщик газа и покупатели пытаются избежать.
Но при любом исходе текущий энергетический кризис в очередной раз продемонстрирует крупным европейским потребителям газа и промышленности, что Eврокомиссия не хочет бороться за их интересы. И сообщит дополнительное усилие центробежным тенденциям.