Покупка газопровода инвестором из США будет означать кардинальный пересмотр принципов, на которых был основан проект

В последнее время идут активные дискуссии о перспективах запуска сохранившейся нитки газопровода «Северный поток – 2» и о возможности восстановления взорванной нитки и двух ниток газопровода «Северный поток». В частности, американский инвестор Стивен Линч заявил о своем желании приобрести «Северный поток – 2». Если сделка состоится, то это будет означать кардинальный пересмотр принципов, на которых была основана реализация данного проекта.

В начале 1990-х гг. свыше 90% экспорта газа из России осуществлялось транзитом через территорию Украины. «Газпром» неоднократно пытался договориться с властями Украины о совместном использовании украинской газотранспортной системы (ГТС). Было очевидно, что объем инвестиций в модернизацию украинской ГТС недостаточен и рано или поздно она придет в негодность. В 2004 г. «Нафтогаз Украины» и «Газпром» на паритетных началах создали Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. В конце августа 2004 г. премьер-министры России и Украины Михаил Фрадков и Виктор Янукович подписали соглашение «О мерах по обеспечению стратегического сотрудничества в газовой отрасли». В документе говорилось о том, что международный консорциум построит новый газопровод Богородчаны – Ужгород протяженностью порядка 300 км. Он мог позволить расширить узкое место украинской ГТС и увеличить экспорт российского газа в Европу. Собственником нового участка должен был стать российско-украинский консорциум.

Соглашение оговаривало, что «Газпром» для транспортировки по этому трубопроводу гарантирует выделение дополнительных объемов природного газа, т. е. сверх параметров, установленных прежними межправительственными соглашениями. В 2005 г. – 5 млрд куб. м газа, а в 2010 г. – 19 млрд куб. м. Предполагалось, что если «Нафтогаз» не сможет поддерживать в хорошем состоянии порядком изношенную систему газопроводов своей страны, то рано или поздно ее также придется передать в распоряжение консорциума, к которому должна была присоединиться какая-либо крупная европейская газовая компания.

Осенью 2004 г. состоялись выборы президента Украины, на которых победил Янукович. Однако сторонники его оппонента Виктора Ющенко объявили результаты выборов сфальсифицированными и устроили массовые протесты. Власти США активно поддерживали Ющенко. В результате «оранжевой революции» были проведены новые выборы, на которых победил Ющенко. Он начал проводить демонстративно антироссийскую политику и разорвал соглашение о создании Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. Украинская ГТС продолжала приходить в упадок.

В 1997 г. знаменитый американский политик Збигнев Бжезинский опубликовал свою книгу «Великая шахматная доска». В ней он написал: «Потеря Украины явилась геополитически важным моментом по причине существенного ограничения геостратегического выбора России. Даже без прибалтийских республик и Польши Россия, сохранив контроль над Украиной, могла бы все же попытаться не утратить место лидера в решительно действующей евразийской империи, внутри которой Москва смогла бы подчинить своей воле неславянские народы южного и юго-восточного регионов бывшего Советского Союза. Однако без Украины с ее 52-миллионным славянским населением любая попытка Москвы воссоздать евразийскую империю способствовала бы, по всей видимости, тому, что в гордом одиночестве Россия оказывалась запутавшейся в затяжных конфликтах с поднявшимися на защиту своих национальных и религиозных интересов неславянскими народами. Украина имела крайне важное значение. Все большая склонность США придать высокий приоритет американо-украинским отношениям и помочь Украине сохранить свою недавно обретенную национальную свободу рассматривалась многими в Москве – и даже «прозападниками» – как политика, нацеленная на жизненно важные для России интересы».

В 2011 г. американский политолог, основатель и директор частной разведывательно-аналитической организации Stratfor, которую называют «частным ЦРУ», выпустил в свет книгу «Следующие 10 лет (2011–2021)». Приведу небольшой фрагмент. «На протяжении жизни нескольких поколений сохранение изоляции между технологическим совершенством Европы и природными и людскими ресурсами России было одной из главных целей внешней политики США. В начале 90-х гг. XX в., когда США обрели неоспоримое превосходство, а Москва утратила контроль не только над бывшим СССР, но и над российским государством, этой целью стали пренебрегать. Германия остается в абсолютной зависимости от поставок огромных объемов природного газа из России. Россия, в свою очередь, нуждается в технологиях, которые в Германии имеются в изобилии. Сходным образом Германия нуждается в притоке человеческих ресурсов, которые не создавали бы социальные стрессы при иммиграции в Германию. Одно из очевидных решений этой проблемы – создание немецких заводов в России. Тем временем обращение Америки к Германии за помощью в Афганистане создало огромные трения между США и Германией, некогда бывшей одной из самых верных союзниц США, еще теснее связало германские интересы с Россией. Все это помогает объяснить, почему возврат США к равновесию потребует в наступающем десятилетии огромных усилий, направленных на блокирование германо-российского сближения».

Строительство «Северного потока» началось в апреле 2010 г. Уже в ноябре 2011 г. состоялся ввод в эксплуатацию первой нитки, а в октябре 2012 г. – второй нитки этого газопровода. В 2021 г. через обе нитки «Северного потока» прошло 59,2 млрд куб. м газа (больше проектной мощности). В 2021 г., несмотря на санкции со стороны США, были достроены две нитки газопровода «Северный поток – 2» (мощность – 55 млрд куб. м в год). Однако власти ФРГ не дали разрешения на ввод его в эксплуатацию.

В сентябре 2022 г. в результате террористического акта были взорваны обе нитки «Северного потока» и одна нитка «Северного потока – 2». После этого поставки газа стали осуществляться в виде сжиженного природного газа благодаря запущенной в сентябре 2022 г. на компрессорной станции «Портовая» установке по сжижению газа мощностью 1,5 млн т в год.

Транзит российского газа по территории Украины неуклонно сокращался, пока в начале нынешнего года не прекратился совсем. Рост цен на газ привел к деградации энергоемкой европейской промышленности. Потребление газа в ЕС в 2021–2024 гг. сократилось на 20%. Экспорт российского трубопроводного газа в Европу (страны Евросоюза и Молдавию) в 2024 г. составил 32,1 млрд куб. м.

Власти ЕС говорят о своем стремлении полностью отказаться от закупок российского газа. Линч утверждает, что если он приобретет «Северный поток – 2», то газопровод заработает. Ранее проект «Северный поток» был символом прямого партнерства России и ЕС, без участия посредников. Теперь американский посредник говорит, что без его участия проект не запустить. Интересно, сколько он потребует за свои услуги. Тем более что новый министр экономики ФРГ Катарина Райхе заявила, что Германии необходимо в ближайшее время построить газовые электростанции мощностью 20 ГВт, чтобы компенсировать нестабильность выработки генерации на основе возобновляемых источников энергии.