Закрыть газ / Александр Фролов, заместитель гендиректора Института национальной энергетики / «Известия», 09.10.2025 г
Аналитик Александр Фролов — о том, к чему приведут американские санкции против важнейшей энергетической компании Сербии
Компания «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS) 9 октября объявила, что не получила очередной отсрочки от введения санкций со стороны США. Рестрикции заработали: невозможно обслуживать платежи, используя западные платежные системы, а через неделю усложнится доступ к внешним поставкам нефти. Руководство Сербии заявляет, что говорить с американскими партнерами больше не о чем, остается решать проблему с российской стороной («Газпром нефть» и «Газпром» владеют в совокупности 56,15% акций NIS. — Ред.). И в очередной раз возникла идея национализации как универсального способа решить возникшие сложности.
NIS не просто важная компания для Сербии. Это один из главных налогоплательщиков в стране, обеспечивающий до 15% поступлений в бюджет. Только за первую половину 2025 года она перечислила государству примерно €900 млн (104,7 млрд динаров).
По переработке и сбыту NIS — один из региональных и даже европейских лидеров. Но так было не всегда.
В 1999 году нефтеперерабатывающие заводы в Панчево и Нови-Саде подверглись бомбардировкам со стороны НАТО. Несколько сотрудников погибли, а перерабатывающие установки оказались повреждены. Затем последовал период санкций, которые исключили возможность полноценного восстановления.
К середине 2000-х NIS приносила чистый убыток, оборудование старело, 90% автозаправочных станций компании были построены еще во времена Иосипа Броз Тито, то есть до 1980 года. Сербия была последней страной Европы, которая использовала свинцовые присадки для производства высокооктанового бензина.
В 2008 году чистый убыток составил порядка €100 млн, задолженность компании увеличивалась, она теряла позиции на внутреннем рынке. К тому моменту санкции уже отменили, но положение это не исправляло. Речь зашла о необходимости продать NIS кому-то, кто сможет вытащить компанию.
«Нефтяная индустрия Сербии» могла заинтересовать нескольких игроков. Но важным условием покупки были инвестиции. Руководство страны вполне закономерно опасалось, что новые собственники просто избавятся от конкурента, купив его за бесценок и закрыв оставшиеся мощности, а потом будут зарабатывать на сербском рынке нефтепродуктов, нагружая собственные мощности. И тут предприятием заинтересовался российский бизнес.
В декабре 2008 года «Газпром нефть» (ГПН) и правительство Сербии подписали договор купли-продажи, в рамках которого в феврале 2009-го ГПН приобрела контрольный пакет NIS за €400 млн. В дополнение к этой сумме российская сторона обязалась инвестировать €500 млн до 2012 года в реконструкцию и модернизацию производственных мощностей. В частности, необходимо было поднять качество моторных топлив до стандарта «Евро-5». Добыча «Нефтяной индустрии Сербии» к моменту покупки составляла 1 млн т в нефтяном эквиваленте.
С 2010 года NIS начала приносить прибыль. В 2012-м ввели в эксплуатацию новые перерабатывающие установки на заводе в Панчево. Но на этом вложения не прекратились: к настоящему моменту общий объём инвестиций российской стороны в NIS составил примерно €3,5 млрд.
В результате в начале 2020-х глубину переработки НПЗ в Панчево довели до 99%, при этом объем переработки увеличился с 2,6 млн т до 4 млн т, а добыча выросла на 30% (примерно до 1,3 млн т в нефтяном эквиваленте). Доля NIS на внутреннем рынке нефтепродуктов поднялась с двух третей до более чем 75% (в республике действуют и предприятия других нефтяных компаний, например, MOL и OMV). Сербская компания закрепилась на рынках Румынии, Болгарии и других стран региона.
Сегодня NIS — крупный региональный игрок. Крайне привлекательный актив.
В конце 2024 года сербское руководство заговорило о грядущих американских санкциях против NIS и начало осторожно предлагать выкуп российской доли. В начале 2025-го со стороны Белграда прозвучала неофициальная оценка этой доли — €600 млн. На фоне затрат, понесенных российской стороной и объема средств, которые компания приносит Сербии, — смехотворно.
Решение о санкциях действительно было принято в январе 2025-го. Но NIS обратилась в отвечающий за их исполнение Минфин США, и тот выдал генеральную лицензию, которая отсрочила введение ограничений против компании. Потом — еще одну, и еще, пока наконец не была выдана последняя — до 8 октября. Последний запрос о продлении Вашингтон оставил без ответа. И с 9 октября санкции вступили в силу.
Первыми их влияние ощутили сербские автомобилисты — они больше не имеют возможности оплачивать топливо картами западных платежных систем. Но, как сообщила сама NIS, можно и дальше оплачивать с помощью сербской карты «Дина», методом мгновенных платежей IPS, наличными и рядом других действующих в стране способов. Это несколько усложняет жизнь простому потребителю, но не оказывает сильного влияния на «Нефтяную индустрию». Хотя всё еще есть риск для банковского сектора, на чём настаивает руководство страны, но не в этом главная проблема.
Она — в импорте. NIS примерно на две трети зависит от внешних поставок нефти, которые осуществляются через инфраструктуру хорватской компании JANAF, получившей от минфина США лицензию на продолжение поставок до 15 октября. Дальше — всё.
Несколько лет назад NIS пыталась снизить свою зависимость от хорватского коридора поставок. Но полноценно заместить его оказалось невозможно. Было заключено соглашение с Венгрией о строительстве нефтепровода, который должен обеспечить прокачку сырья из нефтепровода «Дружба». Реализация этого проекта должна начаться не раньше конца текущего года.
Опираясь на имеющуюся в настоящий момент информацию, можно предположить, что NIS удастся решить часть проблем с поставками за счёт железнодорожного и речного транспорта. Но вряд ли это заместит даже половину импортных объемов, которые станут недоступны с середины октября. Притом параллельно необходимо решить вопрос проведения банковских операций или договориться с продавцами и доставщиками об иных методах оплаты.
Если предположить, что это удастся, то до введения в строй отвода от «Дружбы» НПЗ в Панчево посидит на голодном пайке, а недостающие объемы нефтепродуктов можно будет импортировать. Но тут же возникает вопрос с заправками компании в соседних странах. А затем неизбежно потребуется решить проблему, которую потянет за собой вполне вероятное прекращение поставок российской нефти в Венгрию после 2027 года (это требование Еврокомиссии).
Проблем много, но если руководство Сербии будет готово содействовать, то найти решение возможно. В конце концов, есть исчезающе малый шанс, что Вашингтон выдаст новую лицензию, временно выводящую NIS из-под санкций. И еще более маловероятное развитие событий — компанию исключат из подсанкционного списка.
Но куда вероятнее другое. Белград, скорее всего, продолжит настаивать на национализации. Тогда вопрос будет только в цене, по которой сербское государство будет готово купить этот актив. Вопрос цены принципиально важен, так как долго NIS в руках государства не пробудет — компанию явно захотят выкупить соседи, которые уже работают на рынке Сербии. А чем больше разница между ценой покупки и ценой продажи, тем выгоднее. По сути, судьба NIS должна решиться до конца текущего года.