«Институт национальной энергетики» создан для качественной проработки и продвижения идеологии патриотизма применительно к отечественному топливно-энергетическому комплексу. Мы считаем, что недра- это невосполнимый ресурс, который должен приносить максимальную пользу большинству населения страны, а не узкой группе «олигархов». Мы уверены, что в России, как и в подавляющем большинстве других стран, государство должно играть ключевую роль в процессе недропользования (более подробно об этом можно прочитать в рублике «Исторические параллели»). Однако это не означает, что частный бизнес должен быть полностью убран из данной сферы. Конкуренция со стороны частных добывающих компаний не позволит государственным корпорациям превратиться в неэффективных монстров.

С другой стороны, частный бизнес не должен демонстрировать свою эффективность за счет ограбления будущих поколений. Не секрет, что самыми эффективными компаниями в России в начале XXI века были «ЮКОС» и «Сибнефть». Они демонстрировали блестящие финансовые результаты на фоне быстрого роста добычи, но происходило это за счет варварской разработки недр, когда осваивались только самые легкодоступные пласты, а большая часть нефти оставалась в земле. В итоге некоторые месторождения оказались попросту загубленными (более подробно об этом можно прочитать в рублике «Идеология»). Теперь с результатами их хозяйственной деятельности приходится разбираться государственным «Роснефти» и «Газпрому».

Стоит отметить, что владельцы «ЮКОСа» и «Сибнефти» проводили политику быстрого, хищнического обогащения без оглядки на завтрашний день. Они практически не приращивали запасов углеводородов, так как не собирались задерживаться в России надолго. Собственники этих компаний стремились продать полученные в 1990-е годы за бесценок активы западным корпорациям, но уже гораздо дороже. Если бы им это удалось, то о национальном суверенитете России пришлось бы забыть. Наша страна превратилась бы в колонию развитых стран.

При этом мы не выступаем против иностранных инвестиций. Они, конечно же, нужны. Вопрос заключается только в том, на каких условиях иностранцы придут в нашу страну. Приведем простой пример. В Перу зарубежный инвестор, вложивший собственные средства в разработку нефтяного месторождения, имеет право на получение 19% добытой нефти, а 81% достается государству. В России действуют печально знаменитые соглашения о разделе продукции «Сахалин – 1» и «Сахалин – 2». Согласно им иностранные инвесторы имеют право на получение 90% добытого сырья, а государству положено только 10%. Но и их можно будет получить только после того, как иностранцы возместят все свои издержки, поэтому операторы этих проектов постоянно обращаются к Правительству РФ с требованием увеличить лимит их затрат.

В последнее время власти нашей страны постепенно отказываются от оголтелого прозападного либерализма и все больше склоняются в сторону умеренно консервативной патриотичной политики. Появляются суждения о нецелесообразности передачи в руки иностранцев стратегических предприятий. В первую очередь к ним относятся именно сырьевые активы. Напомним, что правительство Великобритании в 1914 году накануне первой мировой войны приобрело в госсобственность контрольный пакет акций компании «Бритиш Петролеум». Это было необходимо для сохранения энергетической независимости страны в условиях боевых действий. Последний госпакет акций ВР был продан частным инвесторам только в 1986 году.

Очевидно, что зарубежные корпорации целесообразно привлекать для развития в России высокотехнологичных перерабатывающих производств. А разрабатывать недра россияне смогут и сами. Иностранцев следует допускать в эту сферу только на условиях младших партнеров и в обмен на их активы по сбыту готовой продукции, расположенные в высокоразвитых странах. В этом случае будет иметь место обоюдная выгода.

Однако высокоразвитые страны (прежде всего США) не заинтересованы в появлении сильных конкурентов. Другие государства их интересуют исключительно в качестве источников сырья и рынков сбыта для своей продукции. Для достижения собственных целей они активно используют мощь международных политических и экономических организаций. Если же это не помогает, то в ход идет военная сила. Поскольку Россия обладает огромной территорией с большими запасами ценных ресурсов, ей необходимо тратить значительные средства на защиту своего суверенитета.

Возрождение России делает только первые шаги. Руководство страны начинает уделять все большее внимание повышению уровня жизни своих сограждан. На это, в частности, направлены национальные проекты. ТЭК также не остался в стороне. В частности, «Газпром» занялся масштабной газификацией. Многие называют эту инициативу пятым национальным проектом.

В ближайшее время отечественным корпорациям предстоит осуществить очень масштабные задачи – освоить месторождения Восточной Сибири, полуострова Ямал и шельфа Северных морей. В результате их реализации отечественный ТЭК преобразится как с технологической, так и с политической точки зрения. Ведь российское сырье будет идти не только на европейский рынок, но в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это позволит нашей стране стать лидером мировой энергетики.