Практически все российские проекты, предназначенные для доставки энергоносителей из нашей страны на экспортные рынки традиционно подвергаются критике со стороны государств-потребителей и стран-транзитеров. Противники этих проектов стараются представить их как экономически неэффективные, технически неосуществимые и вообще нецелесообразные. А между тем, предлагаются альтернативные маршруты, большая часть которых невыгодна ни отечественным компаниям, ни России.

Экспортные мега-проекты «Газпрома» пока находятся в начальной стадии реализации, поэтому насколько они целесообразны и эффективны покажет время. В то же время, есть прекрасные примеры, которые доказывают правильность выбранной нашим государством стратегии. Ведь еще не так давно экспортные проекты «Транснефти» также вызывали лишь критику и недовольство. Однако теперь совершенно очевидно, что их противники были по меньшей мере неправы.

Нефтепроводная система России

Трубопроводная система российской государственной компании «Транснефть» составляет около 50 тыс. км магистральных  нефтепроводов диаметром от 420 до 1220 мм. В ее состав входят порядка 400 нефтеперекачивающих станций, более 1000 резервуаров емкостью около 16 млн. куб. м. Через нее проходит свыше 90% добываемой в России нефти, а также значительные транзитные объемы углеводородного сырья из стран СНГ. По системе «Транснефти» нефть поставляется на отечественные нефтеперерабатывающие предприятия (НПЗ), а также на экспорт (через порты, напрямую по трубе и с использованием железнодорожного транспорта). Так, по оперативным данным Минэнерго, в 2009 году ресурс нефтяного сырья, принятый в систему «Транснефти», составил 459,99 млн. т (434,5 млн. т – российского, а также 25,5 млн. т – транзитного, в основном из Казахстана и Азербайджана). На отечественные НПЗ было отправлено 216,2 млн. т нефти, на экспорт в Ближнее зарубежье (Казахстан, Белоруссию и Украину) – 31,8 млн. т, в Дальнее зарубежье – более 211 млн. т. В дополнение к этому компания контролирует предприятие «Транснефтепродукт», по системе которой протяженностью 19,5 тыс. км осуществляется транспортировка отечественных нефтепродуктов, как на экспорт, так и на внутренний рынок.

Конечно, мощности «Транснефти» серьезно уступают системе магистральных газопроводов «Газпрома». Напомним, что газовая корпорация оперирует 155 тыс. км газовых магистралей, 268 компрессорными станциями с производительностью газоперекачивающих агрегатов в 44,8 млн. кВт и 24 объектами подземного хранения газа. Соответственно, «Транснефти» требуется значительно меньше средств, материалов и оборудования для поддержания своей системы в рабочем состоянии. Да и большинство проектов компании по развитию мощностей не столь масштабны. Тем не менее, для экономики нашей страны работа «Транснефти» имеет огромное значение. А реализация ее экспортных проектов не только играет на укрепление позиций России на мировом энергетическом рынке, но и наглядно показывает, что стратегия, выбранная государством на этом направлении, верна.

Балтийская трубопроводная система

После развала Советского Союза крупнейший на северо-западе страны нефтепорт Вентспилс оказался в независимой Латвии, а доставлять туда российское экспортное сырье приходилось теперь по территориям трех стран – Белоруссии, Литвы и Латвии. Отечественные компании-экспортеры вынуждены были нести дополнительные расходы на вывоз сырья, которые оседали в бюджетах соседних государств и приносили прибыль зарубежным компаниям. Помимо этого страны-транзитеры использовали это направление в качестве рычага давления на Россию в ходе решения разного рода вопросов экономического и политического характера. Поэтому было принято решение о создании на северо-западе нашей страны нефтепроводной системы на маршруте Ярославль–Кириши–Приморск (расширении действовавшей ветки Ярославль–Кириши и строительстве новой ветки Кириши–Приморск), которая соединила бы российские месторождения с новым портом в Приморске Ленинградской области. Противников у этого проекта было предостаточно, как за рубежом, так и в России. Однако он выдержал испытание временем и сегодня Приморск – крупнейший нефтепорт не только на северо-западе, но и вообще в России.

Первая очередь БТС (включая соответствующие мощности в порту Приморск) протяженностью около 600 км и производительностью 12 млн. т нефти в год была построена всего за 18 месяцев и введена в эксплуатацию в конце 2001-го. Затем мощность системы последовательно увеличивалась – сначала до 18 млн. т в год, затем – до 30, 42, 62 и к концу 2006-го достигла почти 75 млн. т нефти в год. В результате, «Транснефти» удалось не только переключить значительную часть отечественного экспорта нефти на российский порт и кардинально снизить зависимость от транзитных государств, но и увеличить доходы России от экспорта углеводородов. И, что немаловажно, к созданию БТС были привлечены отечественные производители оборудования, материалов и услуг, представлявшие, в первую очередь, металлургическую отрасль страны. Так, основными поставщиками труб для новой системы стали Волжский трубный завод (входит в состав ТМК), Выксунский металлургический завод (ОМК) и Челябинский трубопрокатный завод (Группа ЧТПЗ).

Между тем, «Транснефть» приступила к реализации проекта БТС-2, который призван еще больше снизить зависимость России стран-транзитеров нефти. В частности, речь идет об Украине и Белоруссии. Он предполагает строительство магистрального нефтепровода общей протяженностью 998 км по маршруту Унеча (Брянская область) – Усть-Луга (Ленинградская область) с ответвлением на Киришский НПЗ (протяженностью 172 км и мощностью 12 млн. т в год). Помимо упомянутых регионов магистраль пройдет по Смоленской, Тверской и Новгородской областям. В эксплуатацию новый нефтепровод, согласно первоначальному графику строительства, должен быть введен в III квартале 2012 года. На первом этапе его пропускная способность составит 30 млн. т нефти в год, затем, к декабрю 2013-го, – будет расширена до 38 млн. т. В середине 2009 года в Брянской области состоялась сварка первого стыка этой системы. Трубы групп прочности К52, К56 и К60, диаметром 1020 и 1067 мм с толщиной стенки 11, 12, 13 и 16 мм, с наружным антикоррозийным покрытием для проекта поставляют Волжский и Ижорский (Северсталь) трубные заводы, Челябинский трубопрокатный завод и Выксунский металлургический завод. Напомним, что в феврале прошлого года ОМК выиграла тендер на обеспечение проекта трубами и стала комплексным поставщиком ТБД, которые, наряду с Выксунским заводом, изготовят для БТС-2 другие отечественные предприятия, в том числе входящие в ТМК, Группу ЧТПЗ и Северсталь. В общей сложности ОМК должна поставить под проект в 2009-2010 годах 227,667 тыс. т двухшовных и одношовных труб (106,712 тыс. т в 2009-м и 120,965 тыс. т в 2010-м).

В «Транснефти» отмечают, что, судя по темпам стройки, которые существенно опережают первоначальный график работ, транспортировка нефти по новой магистрали может начаться значительно раньше намеченного срока.

«Восточная Сибирь – Тихий океан»

Не меньше споров велось и вокруг крупнейшего на сегодняшний день проекта «Транснефти» – «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Он предназначен для поставок отечественной нефти (в том числе с месторождений Восточной Сибири) на российские дальневосточные НПЗ, а также экспорта сырья на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Первый этап его реализации начался в 2006-м и успешно завершен в конце прошлого года. Трасса линейной части первой очереди нефтепровода протяженностью 2694 км и пропускной способностью 30 млн. т нефти в год пролегла по маршруту Тайшет (Иркутская область) – Усть-Кут (Иркутская область) – Ленск (Якутия) – Сковородино (Амурская область). Пока будет реализовываться второй этап проекта, сырье (приблизительно 15 млн. т в год) будет отправляться из Сковородино железнодорожным транспортом к Тихому океану в новый спецморпорт «Козьмино» (Приморский край). Оставшиеся 15 млн. т ежегодно будут поставляться по экспортному нефтепроводу-отводу «Сковородино – граница КНР» диаметром 720 мм и протяженностью около 64 км в Китай (далее труба пройдет еще около 1000 км до Дацина – ее сооружением занимаются китайские партнеры «Транснефти»). Завершение строительства этого участка и ввод его в эксплуатацию ожидается в 2010 году. На втором этапе будет сооружена магистраль длинной порядка 2100 км Сковородино – спецнефтепорт «Козьмино». Сначала (в 2012 году) ее пропускная способность составит 30 млн. т нефти в год, затем – будет расширена до 50 млн. т (к 2014 году). Эта ветка пройдет по территориям Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев. Начало практической реализации проекта ВСТО-2 – 2010 год. Для повышения эффективности ВСТО «Транснефти» необходимо осуществить еще один проект – строительство нефтепровода диаметром 1020 мм Пурпе – Самотлор протяженностью 429 км и пропускной способностью 25 млн. т нефти в год. Его строительство уже начато, ввод в эксплуатацию запланирован на 2012 год. Он предназначен для подключения к ВСТО большего числа российских месторождений нефти.

В ходе осуществления первого и второго этапов строительства ВСТО используются ТБД в основном российского производства с толщиной стенки от 17 до 29 мм. В качестве поставщиков выступают уже перечисленные отечественные предприятия, действующие в составе ТМК, ОМК, Северстали и Группы ЧТПЗ. По существующим оценкам, реализация проекта потребует в общей сложности 2,5-2,8 млн. т ТБД диаметром 1067-1220 мм. Более половины этого объема уже отгружено «Транснефти» российскими заводами.

Кстати, политика импортозамещения, проводимая «Транснефтью», также как и «Газпромом», приносит свои плоды. Например, более 80% всего оборудования и материалов, применяемые при строительстве ВСТО, произведено именно в нашей стране. Впрочем, это касается и других проектов «Транснефти».

Поддержка российского производителя

«Транснефть» осуществляет планомерную политику замещения закупок импортной продукции изделиями отечественного производства. По данным компании, в 2009 году доля импортного оборудования, материалов и комплектующих не превышала 7% от общего объема закупок. В частности, «Транснефть» практически отказалась от зарубежных труб и трубной продукции, изоляционных материалов для работ по замене покрытий, кабельно-проводниковой продукции, электроприводов, оборудования пожаротушения, трансформаторных подстанций, запорно-регулирующей арматуры и т.д. Импортные материалы и комплектующие используются компанией сегодня в основном для обеспечения безаварийной эксплуатации оборудования и техники, приобретенной в 70-90-х годах прошлого столетия. При этом около половины импорта составляет тяжелая дорожно-строительная техника и запчасти к ней. Остальное приходится на запасные части и комплектующие к системам автоматики, телемеханики и связи, теплоцентралям и метрологическому оборудованию. Кроме того, в рамках ежегодно формируемого плана «Транснефти» более 30%  объема финансирования составляют средства, направляемые на импортозамещающие разработки. Это позволило компании обеспечить замещение зарубежных аналогов практически по всем направлениям.

Потребность в основном оборудовании и трубах большого диаметра группы компаний ОАО АК «Транснефть» на 2009 год.

№ п/п

Наименование МТР

Ед.изм

Кол-во

Стоимость. (млн. руб) без НДС

Продукция отечественных производителей Программа ТПиР,КР

1

Металлопродукция в том числе:

тн

76374

13987,3

1.1.

Трубы большого диаметра Ду 530, 720, 1020, 1220мм.

тн

48946

3931,1

1.2.

Соединительные детали трубопроводов

шт/тн

6200 /1476

2258,5

1.3.

Механо-технологическое оборудование

шт/тн

2056 / 3410

1591,2

1.4.

Запорная арматура

шт/тн

344 / 289

4119

1.5.

Металлоконструкции РВС

тн

15017

1083,4

1.6.

Насосы и насосное оборудование

шт/тн

38 / 418

595

1.7.

Металлопрокат

тн

6818

409,1

2

Электродвигатели для магистральных и подпорных насосов

шт

45

1433,8

3

Системы измерения количества и качества нефти

шт

2

1262,3

4

Кабельная продукция

км

2591,8

489,3

5

Эл. техническое оборудование

шт

4923

3760,7

6

Системы автоматики и телемеханики

шт

1249

2913,7

7

Специализированное оборудование и материалы

шт

2041

548,7

8

Оборудование средств связи

шт

1832

166,2

9

Специальная и автотехника

шт

1516

4430,9

9.1.

Автобусы

шт

80

134,2

9.2.

Легковые

шт

103

50,2

9.3.

Самосвалы

шт

136

241,7

9.4.

Автокраны

шт

36

112,3

9.5.

Трубовозы

шт

186

464,9

9.6.

Гусеничные тягачи

шт

34

816,2

9.7.

Специальные автомобили(топливозаправщики, ПНУ, бортовые автомобили, тягачи)

шт

941

2611,5

Итого

28 992,92

Продукция зарубежных производителей программы ТПиР, КР

1

Металлопродукция

тн

758,3

672,2

1.1.

Трубы большого диаметра

тн

646

58,1

1.2.

Запорная арматура

шт/тн

42/35,3

509,6

1.3.

Насосы и насосное оборудование

шт/тн

7 / 77

104,5

2

Кабельная продукция

км

65,7

22,2

3

Эл. техническое оборудование

шт

70

53,4

4

Системы автоматики и телемеханики

шт

49

115,1

5

Специализированное оборудование и материалы

шт

1490

393

6

Оборудование средств связи

шт

2026

193,3

7

Специальная и автотехника зарубежных производит.

шт

141

1 738,73

7.1.

Автобусы

шт

22

60,4

7.2.

Автомобили-тягачи

шт

28

151,3

7.3.

Бульдозеры Комацу

шт

24

443,7

7.4.

Экскаваторы Комацу, Хитачи

шт

29

198,2

7.5.

Трубоукладчики Комацу

шт

38

885,1

ИТОГО

3 187,9

Продукция отечественных производителей, строительство БТС-2

1

Металлопродукция

тн

111 459

10723,5

1.1.

Трубная продукция Ду 1020, 1067мм.

км /тн

365 / 109502

9636,1

1.2.

Камеры СОД

шт/тн

2/47,8

42,1

1.3.

Запорная арматура, электроприводная запорная араматура

шт/тн

164 / 1379

980,9

1.4.

Соединительные детали трубопроводов (Отводы, тройники, переходы)

шт/тн

142 / 498,8

57,1

1.5.

Резервуары и резервуарное оборудованиеи

шт/тн

6 / 31,35

7,2

2

Кабельная продукция

км

34,1

26,1

ИТОГО

10 749,56

Продукция зарубежных производителей, строительство БТС-2

1

Металлопродукция

тн

32,5

45,1

1.1.

Насосы магистральные

шт/тн

4/32,5

45,1

ИТОГО

45,1

Продукция отечественных производителей, ТС «ВСТО» Нефтепровод «Сковородимо — КНР»

1

Металлопродукция

тн

12449

1 468,9

1.1.

Трубная продукция

км/тн

68,1 / 10440

895,1

1.2.

Камеры ППСОД

шт/тн

4 / 61

95,2

1.3.

Соединительные детали трубопроводов

шт/тн

443/113

85,2

1.4.

Резервуары и резервуарное оборудование

тн

649

75

1.5.

Здания из легких конструкций

компл/тн

26/733

270

1.6.

Опоры ВЛ

шт/тн

1 211 / 453

48,4

2

СИКН

шт/тн

1 /68

600

3

Блок-боксы ПКУ, КТП, трансформаторы

шт.

14

101

4

Кабельно-проводниковая продукция

км

221,6

110,5

5

Провод АС

тн

222,4

24,5

6 Манжеты термоусаживающиеся

шт.

7329

41

ИТОГО

2 345,9

Продукция зарубежных производителей, ТС «ВСТО» Нефтепровод «Сковородимо — КНР»

Металлопродукция

тн

520

1 980,0

1 Насосы магистральные

шт/тн

3/13

40

2 Запорная арматура

шт/тн

344 / 507

1 940,00

ИТОГО

1 980,0

тн

Стоимость млн.руб

Процентное отношение

ВСЕГО МТР

201 593

47 301,4

100%

Отечественных МТР

200 282

42 088,4

89,0%

Зарубежных МТР

1311

5 213,0

11,0%

Источник: ОАО «АК Транснефть»

В рамках инвестиционной программы «Транснефти» на 2010 год компания предполагается освоить около 190 млрд. рублей. Главным образом эти средства будут направлены на реализацию проектов ВСТО-2 и БТС-2. И, безусловно, значительная часть материалов и оборудования, будет закупаться именно у российских производителей. Конечно, у «Транснефти» есть и другие проекты, но они менее масштабны двух перечисленных и требуют значительно меньше сил и средств. Поэтому, если говорить, например, о закупках ТБД, по существующим расчетам, ежегодные потребности в них «Транснефти» могут достигать в ближайшие 3-4 года 300-400 тыс. т (с учетом завершения БТС-2, строительства ВСТО-2 и проектов реконструкции действующих нефтепроводов). Затем объемы закупок могут снизится как минимум вдвое. Для сравнения – ежегодные потребности в ТБД «Газпрома» составляют 500-800 тыс. т, а с началом реализации крупных проектов («Северный поток», «Южный поток», «Алтай» и т.д.) могут превысить 1,5-2 млн. т в год. Тем не менее, можно констатировать, что на ближайшее десятилетия отечественные металлургические предприятия будут обеспечены заказами. Ведь практика показывает, что стратегия развития экспортных направлений, выбранная российским государством, весьма успешна и эффективна. А соответственно, можно надеяться, что за нынешними проектами «Транснефти» последуют другие. Да и мега-проекты «Газпрома», несмотря на скептическое отношения к ним сторонников альтернативных маршрутов экспорта российских энергоносителей, постепенно переходят в стадию активной реализации.