Украина может стать энергонезависимой. Такое мнение только за последние пару дней высказали и премьер-министр Украины Владимир Гройсман, и глава Минэнерго Игорь Насалик.

План простой: сократить импорт, нарастить собственную добычу — и в итоге обрести независимость за пятилетку. Корреспондент Федерального агентства новостей пообщался с экспертом о том, реален ли хоть один сценарий, по которому Киев собирается добиться поставленной цели.

В целом, ход мысли понятен: Украина поддерживает курс евроинтеграции, создала энергетическую комиссию, скоро в стране появятся собственные энергоресурсы. Буквально через четыре-пять лет. И точно возобновится работа предприятий нефтеперерабатывающей промышленности. По крайней мере, как верит Насалик, все технические возможности для этого имеются.

«Подобные заявление были присущи практически всем руководителям Украины: от Кучмы и Януковича до Ющенко и Порошенко. Абсолютно каждый из них проявляет нормальный генезис власти: общественное бытие определяет общественное сознание. Всегда называются нереалистические сроки вроде четырех-пяти лет. Обратите внимание, сколько длится президентский срок на Украине, сколько длятся полномочия правительства. Через пять лет за эти обещания будут отвечать уже другие люди», — комментирует заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Он вспоминает знаменитую историю про Ходжу Насреддина, когда тот взял ишака, чтобы обучить его говорить. На кон в споре с падишахом поставил голову: если за 20 лет не научит, то ему ее отрубят. И аргументировал просто: за это время либо ишак сдохнет, либо падишах, с которым он поспорил. История с украинским газом ее напоминает.

«В чем же заключается хитрый план украинских властей, чтобы их нынешняя добыча обеспечивала их потребности? У Украины есть только одна возможность: сократить число потребителей как среди населения, так и среди крупных промышленных предприятий, электростанций. Так они станут энергонезависимыми от России, Европы и даже от здравого смысла. В принципе, домайданное население, которое составляло чуть больше 40 миллионов человек, страна газом обеспечивала. Собственная добыча составляла 19 миллиардов кубических метров. Этого хватало. Для промышленных предприятий газ закупался», — продолжает собеседник ФАН.

Теперь, когда население Украины сократилось, часть добычи тоже стала недоступна, Крым вошел в составе России, но крупный промышленный регион Донбасс, потреблявший 10–11% всего украинского газа, ими уже не снабжается.

«При нынешних тенденциях и население разбежится, и количество предприятий снизится, правда, и ускорится вымирание. Когда вы поднимаете цену на газ для внутренних потребителей в два раза, не повышая уровень жизни и зарплаты, население и крупные потребители начнут экономить газ. Эти потребители и так малоконкурентоспособны. Начнется все с наименее защищенных слоев (вроде пенсионеров, у которых физически нет денег на оплату счетов), а также с наиболее работоспособных людей, которые будут просто убегать из страны в Россию, Польшу, Венгрию — куда угодно, где можно зарабатывать деньги», — считает Фролов.

Нормальными методами получить энергонезависимость Украина не может: для разведки месторождений, покупки оборудования, эксплуатации нужны деньги. Даже в «жирные» годы для интенсификации добычи, модернизации газотранспортных сетей ничего не делалось. А одно без другого быть не может. В условиях, когда финансы на Украине поют романсы, у властей остается один путь к независимости. И пройдет он по головам обычного населения.