Компания рассматривает предложение палестинских властей вложиться в разработку газоконденсатного блока «Рантис-1″.

Как выяснил Лайф, «Газпром» получил предложение о разработке большого нефтегазового блока «Рантис-1» на западном берегу реки Иордан на последней межправкомиссии в апреле.

Предварительные запасы месторождения составляют от 200 до 500 млн баррелей нефти и конденсата, но еще требуется доразведка, сообщили Лайфу в Министерстве национальной экономики Государства Палестина. С учетом дополнительных расходов, на разработку проекта могут потребоваться порядка $600 млн, говорят в министерстве.

За все время работы проекта палестинская сторона рассчитывает на получение порядка $1 млрд в виде налогов и роялти от владения частью проекта. По условиям аукционов, разрабатывать проект может только совместное предприятие. Минимум 25% акций в нем будет принадлежать государству через Палестинский Инвестиционный Фонд ( PIF). Исходя из заявленных инвестиций в $0,6 млрд, доля «Газпрома» как возможного участника проекта может составить до $450 млн.

Палестина для российского нефтегазового гиганта — страна пока неизведанная, но свой интерес к богатому газом региону он проявить уже успел. В 2014 году в преддверии встречи президентов двух стран стало известно, что монополия хочет работать на шельфе сектора Газа, но с тех пор «Газпром» туда так и не вышел.

- Проект разработки шельфа уже предметно обсуждается с палестинцами, в частности, компания запросила данные по месторождению «Газа Марин» (30 млрд куб.м.), говорит собеседник Лайфа в межправкомиссии и подтверждает источник в монополии.

Но палестинская сторона напомнила, что у нее есть и перспективные наземные месторождения, их «Газпром» тоже рассматривает, говорит собеседник Лайфа в компании. Пока российская сторона ждет подробной геологической информации по блоку. В управлении информации компании Лайфу сообщили, что изучают вопрос по «Рантису-1″.

Несмотря на большие запасы нефти и конденсата и огромную территорию (432 кв. километра), блок с 2014-го не может найти себе хозяина. В июне того года палестинское правительство попыталось разыграть первый, а весной 2015-го второй аукцион. Но никто так и не принял участия ни в одном из них.

По мнению аналитиков, отсутствие интереса нефтяников объяснимо — слишком велики как политические, так и экономические риски.

- Даже несмотря на привлекательные запасы, это неспокойный регион с постоянными военными столкновениями, ни одной нефтекомпании не хотелось бы потерять там даже несколько миллионов долларов инвестиций из-за столкновений между Палестиной и Израилем, говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

У «Газпрома» в этом году дефицит инвестпрограммы, о котором в среду сообщил зампред правления компании Валерий Голубев, поэтому дополнительных вложений ожидать не стоит, соглашается эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

- Что касается будущих лет, то тут все тоже будет зависеть, в первую очередь, от геополитических факторов, — говорит Юшков. — С экономическими как раз проще. Теоретически, оттуда можно поставлять газ в Египет, с которым у «Газпрома» и «Роснефти» заключены необязывающие соглашения о таких поставках. Но для этого нужны трубы или завод СПГ, с которым в этом регионе пока туго. С продажей нефти проще — на нее могут найтись покупатели и внутри региона.

Тем не менее, риски по проекту могут перекрыть экономический эффект, сходятся во мнении аналитики. Вряд ли «Газпрому» захочется повторять судьбу своих ливийских (участки 19,64, С96 и С97) и иранских проектов (Южный Парс), которые оказались заморожены, говорит Юшков.

Сейчас на Ближнем Востоке у самого «Газпрома» (не беря в расчет его дочернюю «Газпром-Нефть») нет запущенных проектов. Кроме того, любому потенциальному инвестору «Рантис-1″ придется считаться с мнением Израиля, который заявлял о правах на месторождение.