Польша может лишить «Газпром» западных партнеров в проекте «Северный поток-2″, пишут СМИ. Эксперт по энергетике Сергей Правосудов в эфире радио Sputnik выразил мнение, что ситуация с газопроводом зашла в тупик, но выход, так или иначе, будет найден.

После отрицательного заключения польского регулятора UOKiK по проекту газопровода «Северный поток-2″ у «Газпрома» есть несколько вариантов урегулирования ситуации. Наиболее вероятным является компромисс: компания пойдет на уступки по условиям поставок в Польшу. В худшем случае «Газпром» будет вынужден осуществлять проект в одиночку, пишет газета «Коммерсант».

Ранее антимонопольный регулятор Польши UOKiK официально возразил против создания совместного предприятия (СП) «Газпрома» и европейских газовых компаний – Shell, Uniper (бывшая E-On), Wintershall, OMV и Engie – для строительства «Северного потока-2″.

UOKiK полагает, что эта сделка, в антимонопольном законодательстве Польши характеризующаяся как слияние, «может привести к ограничению конкуренции». Регулятор считает, что создание СП может привести к «дальнейшему укреплению рыночной власти компании по отношению к польским клиентам».

Как отметил в эфире радио Sputnik директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, договор с Польшей носит лишь промежуточный характер.

«Главная борьба за «Северный поток-2″ будет на уровне Европейской комиссии. Потому что именно ЕК определяет условия, на которых будут эксплуатироваться построенные газопроводы. Позиция Польши была, в принципе, понятна изначально. Они говорили, что мы не получим выгоды от этого проекта, поэтому мы против него. Они никогда этого не скрывали, и все члены консорциума прекрасно это понимали. Поэтому можно, конечно, промежуточно договариваться с Польшей, делать им какие-то уступки, например, в плане цены газа. А можно сразу идти на уровень Европейской комиссии и решать вопросы уже там. И вот именно для решения вопросов на уровне ЕК «Газпрому» нужны в партнерах европейские компании. И если ЕК примет положительное решение, то можно не обращать внимания на поляков», – сказал Сергей Правосудов.

Вместе с тем он отметил, что пока сложно сказать, насколько Еврокомиссия будет в данном случае объективна.

«Насколько ЕК будет объективна – это вопрос вопросов, всех он беспокоит. ЕК обещала в июне дать разрешение на то, чтобы заполнить на 100% газопровод Opal (сухопутное продолжение «Северного потока» – ред.), который, как мы знаем, «Газпром» заполняет только наполовину. Но они отложили принятие этого решения еще на два месяца. Так или иначе, надо решать эту проблему как по «Северному потоку-1″, так и по «Северному потоку-2″ с Еврокомиссией. Потому что по-другому начинать строительство вообще не имеет смысла. При этом мы видим, что закупки российского газа европейскими компаниями в последнее время растут. И, наверное, они как-то смогут донести до Еврокомиссии, что политические игры – политическими играми, но в домах людей должно быть тепло зимой, гореть свет», – сказал эксперт.

По мнению Сергея Правосудова, ситуация сегодня зашла в тупик.

«Я не думаю, что проект кардинально поменяется. Польша сейчас больше делает ставку на затягивание этого проекта. Никаких внятных альтернатив она не предлагает. ЕК при этом говорит: договаривайтесь с Украиной. Но им объясняют, что украинская газотранспортная система сильно изношена, а вариантов инвестиций на приемлемых условиях Украина не предоставляет. Вот и получается некий тупик – либо нужно делать альтернативный маршрут, либо каким-то образом менять ситуацию на Украине», – считает эксперт.

Однако он выразил уверенность, что выход будет, так или иначе, найден.

«Я все-таки поставил бы на альтернативный маршрут, поскольку мы видим, что крупнейшие европейские компании заинтересованы в строительстве «Северного потока-2″. Ни одна из них при этом не изъявила желания инвестировать в модернизацию украинской газотранспортной системы. Они несут ответственность перед своими покупателями. Они – не политики, которые просто рассуждают, а потом их переизбирают через четыре года, и они уже не отвечают ни за что. У компаний контракты долгосрочные», – заключил Сергей Правосудов.