Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов рассказал «Актуальным комментариям, какие подводные камни существуют у соглашения, по ограничению добычи нефти.

- Основной вопрос сейчас — Иран и Ирак. Не очень понятно, сколько может нарастить Иран, потому что вроде бы сейчас он достаточно серьёзно нарастил и вообще существуют большие сомнения, что чисто теоретически в ближайшей перспективе сможет добывать больше. Но гораздо больший вопрос по Ираку, потому что эта страна последние несколько лет была лидером по росту добычи, потому что изначально там были разбомблены месторождения, инвестиции были минимальные, а потом пришли инвесторы со всего мира, в том числе из России, Китая, отовсюду. Они инвестировали огромные деньги и получился стремительный рост добычи. Сказать сейчас, что эти инвестиции будут свёрнуты и добыча дальше не будет расти, мне сложно. Компания вложила деньги, сейчас у них идёт достаточно серьёзный рост добычи, возможен дальнейший рост, они будут замораживать? Я очень сильно сомневаюсь.

При этом, как мы знаем, Ирак нельзя назвать единой страной: там есть Курдистан, есть территории, контролируемые Исламским государством, есть территории, контролируемые шиитским правительство. Вряд ли их можно проверять на выполнение соглашения.

Что касается России, мы сейчас вышли на максимум исторический по добыче, и все прекрасно понимают, что какого-то серьёзного роста добычи ожидать не приходится, и поэтому Россия не особо напрягаясь даёт гарантии заморозки на текущем уровне.  Вряд ли кто-то  в Москве верит, что соглашение будет выполняться странами ОПЕК.

Каковы будут цены на нефть – пока непонятно. При нынешних ценах на нефть, я думаю, что продолжится снижение добычи в Северном море и США, не будет как минимум наблюдаться рост. Если другие страны на самом деле не будут сильно наращивать добычу, то постепенно, неминуемо при продолжающемся росте спроса приведёт к росту цен.