Инициируемый Минэнерго Украины в правительстве документ о запрете ввоза угля из России лишен логики и только усугубит энергокризис, в острую фазу которого вошла страна. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Решение украинского правительства узаконить запрет на российский уголь говорит о том, что ни козырей, ни внятной стратегии у Киева по выходу из проблем, к которые ввергли государство, нет. Проблема с поставками угля из России и Донбасса в существенно меньшей, чем сегодня, степени уже наблюдалась в конце 2014 года. Тогда выявился целый пласт проблем в энергосфере страны, которые нужно было решать. Но за них никто не взялся, и сегодня Украина вступает в острую стадию энергетического кризиса, пережить который будет очень сложно», — отмечает специалист.

Сегодня Министерство энергетики и угольной промышленности Украины подало в правительство страны документы о запрете импорта угля из России. Глава ведомства Игорь Насалик сообщил, что Украина рассчитывает заключить контракт на поставку угля антрацитовой группы из США. По его словам, это выгодно и по логистике, плюс Америка предлагает «интересную цену». Всего США сейчас готовы поставлять 300-350 тысяч тонн антрацита в месяц, годовой объем закупки Насалик озвучил в 3,5-4 млн тонн. «Если мы договоримся по этому контракту, то нам не будут нужны все остальные», — заявил министр.

«Ежегодно Украине нужно порядка 28-30 миллионов тонн антрацита, в месяц должно поставляться не менее 800 тысяч тонн. Озвученные чиновником объемы – капля в море. При этом на антрацитовом угле основывается электрогенерация, которая, в отличие от тепла, хотя и имеет сезонные колебания, но должна быть непрерывна круглый год. Однако даже если США будет поставлять 4 млн тонн топлива в год, Украина столкнется с другой проблемой – логистической.

В несколько лет назад Киев уже заказывал порядка миллиона тонн угля из Южной Африки – тогда же выяснилось, что порт Одессы не имеет необходимых мощностей для приема крупных прибывших морем грузов. Большие объемы угля нужно не только выгрузить, но и где-то складировать или сразу перегрузить в вагоны для отправки на ТЭС. Ни терминалов, ни достаточной железнодорожной систему для этого нет. За последние годы для улучшения ситуации Киев не сделал ничего. Кроме того, владелец угля из ЮАР тогда так и не получил полной оплаты своего товара, на что с такой деловой репутацией надеется Киев – непонятно», — рассказал специалист.

Альтернатив углю из РФ и Донбасса у Украины нет

Ранее вице-премьер Украины Владимир Кистион назвал возможный импорт угля из РФ неприемлемым «с патриотической точки зрения». Вариантов альтернативных поставок у страны немного – США, Австралия и ЮАР. При этом Кистион признавал: завозить энергетический уголь из США довольно непросто и проблематично, а доставка каждой партии из ЮАР займет порядка 2 месяцев. . При этом стоимость антрацитовой группы угля «на мировых хабах» сейчас около $100 за тонну, из Донбасса Киев получал топливо почти вдвое дешевле — по $56 за тонну.

При этом вчера на Украине из-за нехватки угля остановилась пятая по счету из шести антрацитовых теплоэлектростанций — Славянская ТЭС в городе Николаевка. Неделей ранее по той же причине были остановлены Змиевская ТЭС в Харьковской области, Приднепровская ТЭС в городе Днепре, Криворожская ТЭС в Днепропетровской области, а также самая мощная электростанция в Киевской области — Трипольская. А введенная 17 февраля украинским правительством чрезвычайная ситуация в энергетике 12 апреля была продлена до середины мая. Украинский кабмин не исключил возможность веерных отключений электроэнергии в стране.

«Если Украина станет покупать американский антрацит в США по цене вдвое дороже донбасского, то компенсироваться разница будет отнюдь не за счет дефицитного бюджета. Дополнительные расходы переложат на плечи абонентов, в очередной раз повысив тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Объяснят это в патриотическом духе – стремлением к энергонезависимости, борьбой с «агрессором-Россией» и нежеланием поддерживать «кровавый Донбасс». Населению ничего не останется, кроме как платить.

До Майдана 70% всех углей Украины добывалось на Донбассе, порядка 20% в Днепропетровской области. При «кровавом тиране» Януковиче для уменьшения зависимости от российского газа Украина сделала ставку на повышение угольной генерации. В итоге сегодня страна сталкивается с дефицитом обоих энергоносителей, и выйти из этого кризиса невозможно. Атомные электростанции не способны регулировать генерацию в режиме пиковых нагрузок, но Киев попытается их к этому принудить. Как результат, в ближайшее время можно ждать выхода из строя энергоблоков АЭС.

У этой ситуации есть только один положительный момент. Украинская промышленность постепенно вымирает, высвобождая дефицитные энергомощности. Энергоблокада Крыма в 2014-м высвободила Украине 800 мегаватт энергии, чем Киев очень тогда гордился. Окончательная «смерть» крупных предприятий позволит населению худо-бедно, с большими потерями, существовать в условиях уже наступившего энергокризиса. Но предсказать, когда и как он закончится, невозможно», — заключает Александр Фролов.