Призывы Еврокомиссии к противникам газопровода «Северный поток-2″ быть более активными — это следствие понимания, что шансов на замораживание проекта почти нет. Такое мнение высказал директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Механизмы отсутствуют

Ранее заместитель председателя Еврокомиссии по вопросам энергосоюза Марош Шефчович признал недостаточную активность европейских стран в давлении на Россию по вопросу реализации газопровода «Северный поток-2″.

«Мы делаем все, что можем, но нам нужна поддержка европейских государств в деле переговорного процесса с Москвой», — сказал Шефчович, выступая на пленарном заседании в парламенте Литвы. Механизмов, которые позволили бы давить на Россию по «Северному потоку-2″, у Еврокомиссии, по словам зампреда ЕК, нет.

«Единственный способ решить правовые недоразумения – это дискуссии. Поэтому мы предлагаем, и я думаю, что через несколько недель ЕК подтвердит поручителя по переговорам между ЕС и РФ по поводу газопровода, и мы будем настаивать, чтобы уважались основные принципы Евросоюза в сфере энергетики и газа: это касается развязки, возможности разделения, прозрачности операций, доступа третьих сторон», — сказал Шевчович.

Напомним, что у «Северного потока-2″ в Европе есть противники. Недавно главы правительств Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Польши, Словакии, Румынии и президент Литвы обратились к председателю ЕК с осуждением проекта. «Северный поток-2″, считают авторы документа, может создать геополитическую дестабилизацию. В то же время власти ФРГ, куда приходит должен прийти газопровод, неоднократно заявляли, что считают «Поток-2″ экономическим проектом.

Сделать ничего не могут

Евросоюз давно добивается права регулировать международные проекты, но страны-участницы ЕС активно этому сопротивляются, чтобы иметь возможность самостоятельно заключать нужные им контракты, объясняет Сергей Правосудов.

«Бесспорная прерогатива Еврокомиссии — то, что происходит внутри ЕС, когда трубы проходят по территории стран. Почему не был реализован, например, «Южный поток»? Изначально соглашения были подписаны со всеми участниками, работа началась, но потом Болгария отозвала свое разрешение, поддавшись влиянию Евросоюза и США», — сказал эксперт.

С «Северным потоком-2″ ситуация иная. Газопровод приходит в Германию, идет по Балтийскому морю. Еврокомиссия говорит — раз так, то у нас нет права запрещать или разрешать.

«При этом «беда» стран, по территории которых пойдет трубопровод, в том, что «Северный поток-1″ уже реализован, работает, все разрешения имеются, эти страны получают деньги за транзит, и заявлять, что, вот, мол, «Северный поток-2″, который будет идти рядом, неправильный — глупо. Вот они и молчат. Страны же, по территории которых «Поток-2″ не пойдет, напротив, активно выражают свое недовольство, но формально ничего сделать не могут», — сказал Сергей Правосудов.

Так как проект поддерживает Германия, он, скорей всего, и будет реализован, допустил эксперт.