Газпром разработал альтернативный маршрут для «Северного потока-2» в обход Дании

«Газпром» не исключает реализацию новых проектов после строительства «Северного потока-2». Также будет необходима реализация новых мощностей для поставки газа. Об этом заявил зампред правления холдинга Александр Медведев. При этом,  «Газпром» разработал альтернативный маршрут для «Северного потока-2» в обход Дании. Спрос на российский газ будет расти, рассказал в эфире радио Sputnik директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

«Никто точно не может сказать, какое будет потребление газа в Европе лет через 10-20. Есть некоторые планы на этот счет. Но планы, как мы знаем, не всегда осуществляются. Как я понимаю, «Газпром» исходит из таких предпосылок. Первое, собственная добыча газа в Европе неуклонно сокращается. Соответственно, ее нужно чем-то компенсировать. Второе, атомные электростанции выводят из эксплуатации. Их тоже нужно чем-то возмещать. Третье, угольная генерация объявлена экологически грязной. Нужно сокращать выработки и постепенно чем-то замещать. Считают, что газ лучше всего подходит для этого. Там есть еще вариант с возобновляемой
энергетикой. Евросоюз постоянно говорит, что будет на это ориентироваться. Собственных ресурсов у них все меньше и меньше, хотят  получать энергию из солнца и ветра. При этом нужно иметь газовую генерацию в качестве  сопутствующей. Если какие-то проблемы, допустим, ветер не дует какое-то время, нужно быстро запускать какие-то генерирующие мощности. Газовые наиболее доступны. Раз есть такие факторы, значит, спрос на российский газ будет неминуемо расти. Все его альтернативы оказываются дороже – это очевидно. Соответственно, нужны будут новые средства доставки российского газа»,  – рассказал эксперт.

При этом Газпром разработал альтернативный маршрут для «Северного потока-2» в обход Дании. Он понадобиться в случае запрета на строительство ветки в территориальных водах со стороны Копенгагена. У Дании нет полномочий мешать строительству,  считает Александр Медведев.

«Северный поток-2», в принципе, реализуется. Еврокомиссия хочет принять участие в обсуждении, но не имеет на это полномочий по действующему законодательству. В отношении Дании, опять же, они не имеют права чем-то мешать. И даже сами это признают. С учетом того, что они уже разрешили построить  «Северный поток», который работает, и претензий к нему нет. Теоретически, они могут попытаться изменить законодательство. Но это достаточно долгое дело, а проект реализуется уже сейчас. Что касается украинской ГТС, ожидать от Киева чистых продуктивных переговоров довольно сложно. Если страна отказывается покупать российский газ по политическим причинам, но готова покупать его же у европейских компаний дороже, какие конструктивные переговоры тут могут быть. Есть проблема. Даже если будут построены «Турецкий поток» и «Северный поток-2»,  руководство «Газпрома» неоднократно говорило, что для обеспечения Балканских стран понадобится еще порядка 10-15 млрд. Это –  транзит через Украину. Так или иначе, какой-то транзит будет. Вопрос только «сколько?»  и «на каких условиях?». Это принципиальный момент. В 2019 году транзитный договор закончится. Украинские власти хотят увеличить ставку транзита в 2-3 раза. Она уже выше, чем на альтернативном маршруте. А если еще повысить – будет по экономическим причинам неконкурентоспособный вариант. Европейские лидеры заинтересованы в том, чтобы этот маршрут работал. И чтобы там были нормальные тарифы», – сказал эксперт.