Отключение автоматикой второго энергоблока Ровенской АЭС от энергосети, как и учащающиеся аварии на украинских атомных станциях – показатель масштабного кризиса, который нужно решать быстро и кардинально. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Доля выработки электроэнергии на АЭС в общем объеме электроэнергии за последние годы существенно выросла, сильнее всего – за последний год. Причин тому несколько: проблемы с покупкой газа, блокада Донбасса и как следствие дефицит угля, разрушенные отношения с РФ. Все это ведет к перебоям работы на газовых и угольных электростанциях, как итог – проблемы с электроснабжением уже даже в Киеве.

Доставшаяся от СССР атомная энергетика – источник дешевой гарантированной энергии. Но она предназначена для равномерной работы в рамках проектной мощности, атомные станции не предназначены для «маневрирования» объемами выработки. Если утром и вечером нужно максимум энергии, днем меньше, а ночью совсем мало, то технически регулируются эти перепады станции, работающие на газе и угле. Украинские чиновники «маневрируют» на АЭС – автоматика не выдерживает таких издевательств и отключает энергоблоки», — отмечает эксперт.

Пресс-служба украинской компании «Энергоатом» сегодня заявила, что на Ровенской АЭС произошла очередная внештатная ситуация — по неизвестным причинам внезапно отключился второй энергоблок. Объявляется, что «радиационное, противопожарное и экологическое состояние на АЭС и прилегающей территории не менялось и находится в границах действующих норм».

Госинспекция ядерного регулирования Украины сообщила: энергоблок отключен из-за обесточивания органов регулировки системы управления защиты реактора.  В октябре на той же АЭС третий энергоблок отключался дважды за три дня.

Проблемные «маневры»

«Автоматика обеспечивает «защиту от дурака», причем дурак не инженер на АЭС, а принимающий решение о «маневрировании выработкой» чиновник. Электроэнергия является уникальным товаром – он потребляется сразу после производства, ведь надежных систем хранения, тем более в промышленных масштабах, нет. Отсутствие газовой и угольной генерации приводит к работе энергоблоков в экстремальных условиях, то есть к незапланированному износу.

При этом если смотреть на сроки ввода в эксплуатацию энергоблоков, заметно: многие уже выработали ресурс или близки к этому. Но комиссии Киева дают заключение, что его можно продлить еще лет на 20, но оно ничем не подтверждается. масштабной работы по вводу новых генерирующих мощностей и модернизации старых не ведется», — подчеркивает эксперт.

После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году в энергосистеме Украины остались четыре атомные станции – Запорожская, Ровенская, Южно-Украинская и Хмельницкая, в общей сложности это 15 работающих энергоблоков. Каждая из АЭС регулярно докладывает о сбоях в работе – автоматика обесточивает тот или иной энергоблок, причем нештатные ситуации возникают все чаще.

Несмотря на осложнившиеся по вине Киева отношения с РФ, украинские энергетики продолжают покупать ядерное топливо для своих АЭС у России – аналогов ему в мире нет. Сделана попытка частично заменить российские сборки элементами производства американской компании Westinghouse – эксперимент проводят на Запорожской и Южно-Украиной АЭС. Но эксперты неоднократно указывали: подобного рода опыты чреваты «смертью» реакторов.
Кризис уже не остановить

«В атомной отрасли Украины произошла деградация кадров, но все еще остались компетентные специалисты. Но они не могут гарантировать вечную работу оборудования в экстремальном режиме. Если в «нулевых» на Украине программы по модернизации энергосистемы, строительству новых станций, то до реализации дело во многом так и не дошло. А сейчас Киев и вовсе не смотрит даже на 10 лет вперед, с учетом того, что новая АЭС может строиться до первого пуска 6-7 лет.

Только автоматика сейчас защищает Украину от ядерных катастроф – страна фактически сидит на ядерной бомбе. Если бы не надежность автоматики, там была бы уже ядерная пустыня. При этом украинские чиновники не понимают: кризис – событие не одномоментное, а растянутое во времени и нарастающее. Все учащающиеся аварии показывают: проблема уже есть, и она нарастает как снежный ком.

Доля произведенной атомными станциями энергии на Украине в общем учете – более 55%. То есть катастрофа – дело уже не десяти лет, и даже не пяти, она уже на пороге. Но в 2014 году чиновника Минэнерго Украины, заключившего контракт на покупку электричества у России, уволили в считанные часы. Остальные усвоили урок и договариваться с РФ о поставках киловатт-часов, угля или газа, вести переговоры о модернизации энергоблоков и в прочие «предательские контакты» вступать не станут. То есть для закончится все для украинской энергетики вполне предсказуемо», — заключает Александр Фролов.