Базовая предпосылка, согласно которой европейцы в принципе не должны сотрудничать с Россией, для американцев куда более важна, чем сиюминутная экономическая выгода. Об этом заявил Федеральному агентству новостей генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, который прокомментировал заявления президента США Дональда Трампа на пресс-конференции после саммита в Хельсинки.

«Тем более выгода не так уж и очевидна, — считает эксперт. — У американцев сейчас нет такого количества сжиженного природного газа, чтобы залить им Европу и вытеснить российский газ».

Сергей Правосудов отмечает, что европейцам и сейчас ничто не мешает приобретать американский СПГ: терминалов по его приему они построили достаточно. Но российский газ обходится дешевле, и нужды в американском нет. В свою очередь, сами американцы предпочитают продавать СПГ в Азию и Латинскую Америку, где цены выше.

Поэтому, на взгляд собеседника ФАН, именно геополитика лежит в основе противодействия Соединенных Штатов планам строительства российско-немецкого газопровода «Северный поток — 2».

Сергей Правосудов напомнил, что США точно так же противились и строительству первого «Северного потока» 10 лет назад, когда об экспорте американского СПГ и речи не шло. Он приводит и более ранний пример, когда в 1980-е годы президент США Рональд Рейган всячески препятствовал газовому сотрудничеству СССР и ФРГ.

В силу этого заявления Трампа о том, что Штаты будут «самым решительным образом конкурировать с Россией за европейский рынок энергоносителей», эксперт считает не откровенностью, а политической игрой, скрывающей стратегические планы американской администрации по «сдерживанию» России по всем направлениям.

Однако российский президент это прекрасно понимает, уверен Правосудов, и ведет свою игру. Именно так эксперт трактует фразу Владимира Путина.

«Мы готовы продлить транзитный контракт (с Украиной. — Прим. ФАН), который истекает в следующем году, в случае урегулирования спора хозяйствующими субъектами в Стокгольмском арбитражном суде», — заявил Путин в ходе совместной пресс-конференции.

Известно, что спор был инициирован украинской стороной, которая пытается всячески выжать из «Газпрома» деньги в преддверии запуска «Северного потока — 2, поясняет Сергей Правосудов. «Газпром» сейчас обратился с апелляцией на решение Стокгольмского арбитража, обязавшего его выплатить штраф украинской стороне.

«То есть Владимир Путин своим заявлением, с одной стороны, показал Трампу свою озабоченность тем, насколько Украина «тяжелый» партнер, а с другой увязал сроки заключения нового контракта с завершением разбирательств в Стокгольме, которые неизвестно когда закончатся и с каким результатом», — уверен собеседник ФАН.

Таким образом, российский президент обозначил паузу по вопросу украинского транзита. И теперь Трампу предстоит решить вопрос — оказать ли давление на Киев, чтобы тот вел себя более адекватно, или все оставить без изменений, резюмировал эксперт.

Заметим, прошедший в Хельсинки саммит уже подстегнул ситуацию вокруг «Северного потока — 2» и украинского транзита. Президент США успел высказаться в том духе, что признает право Германии на участие в балтийском проекте, хотя это, по его мнению, «не вяжется с атлантической солидарностью». В свою очередь «Нафтогаз» на начавшихся сегодня переговорах заявил о готовности предложить тариф на транзит газа ниже стоимости прокачки через «Северный поток — 2».

По словам представителя компании, новая методика расчета может привести к снижению тарифа в 2,3 раза. Правда, такой тариф Украина готова предложить лишь при сохранении основного объема транзита через свою газотранспортную систему.

Не исключено, что неожиданно проснувшаяся «гибкость» Киева стала возможна в том числе благодаря давлению американцев. Они «не корысти ради, а геополитики для» заинтересованы, чтобы Европа и Россия в своем газовом сотрудничестве сохранили зависимость от Украины как страны-транзитера, которая находится под полным политическим контролем США.