Планы правительства ввести норму энергопотребления в России‍ еще «сырые» и должны обсуждаться, чтобы учесть интересы россиян. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Планы руководства страны на введение норм энергопотребления в России не связаны с дефицитом электричества – в стране, наоборот, избыток мощностей, а немалое число передающих сетей недозагружено. По мере развития экономики переизбыток уменьшается, но мы помним кризисы 2008 и 2014 годов, когда экономический рост резко замедлялся. Это дало свои плоды – в стране модернизируются в плановом порядке генерирующие мощности, что очень хорошо, но загружать их в полную силу не хватает потребителей.

В данном случае правительство идет по пути, который давно прошли Европа, США и другие «развитые» страны Запада. Это политика рачительного использования энергии – по доброй воле человек никогда не станет экономить, его к этому приучают. Социальная норма в 300 киловатт-часов, даже если ее введут не на человека, а на одну квартиру, достаточна для среднестатистического домохозяйства. Цель научить людей экономить оправдана и в чем-то благородна, но в ситуации с избытком энергии в стране не совсем оправдана», — отмечает аналитик.

СМИ заявили, что вице-премьер Дмитрий Козак на совещании 19 сентября в целом одобрил идею ввести такие соцнормы на электричество, предложенные Минэнерго и Минэконразвития. Этот проект заморозили в 2014 году. Предложенная схема предусматривает соцнорму в 300 кВт/ч в месяц по базовому тарифу, свыше — по повышенному, а больше 500 кВт/ч — «по экономически обоснованному», однако объем фиксируется не на человека, а на домохозяйство. Антимонопольной службе поручено к 15 января 2019 года внести проекты соответствующих нормативных документов.

«Пока мы имеем дело лишь с некими предложениями, которые озвучены в СМИ – не более того. Инициативе предстоит долгое обсуждение, в ходе которого предстоит учесть массу нюансов. К примеру, в расчете показателя социальной нормы потребления необходимо учесть северные территории, где зачастую отсутствует центральное отопление, и жители вынуждены отапливать свои дома электронагревательными приборами. А в квартирах с электроплитами потребление априори выше.

Также придется прописать порядок расчета при возможных перебоях с отоплением и горячей водой и в крупных городах, чтобы плановый ремонт или внезапное отключение горячей воды не откликнулось жителям высокими суммами за сверхнормативное потребление энергии. Нормы должны дифференцироваться в зависимости от региона, имеющейся инфраструктуры и многих других факторов. Говорить, каким сейчас будет конечный законопроект, слишком рано», — подчеркивает специалист.

Не ко времени

По предварительным данным, введение соцнормы в 300 кВт/ч в месяц по базовому тарифу для отдельных нуждающихся в поддержке категорий граждан предусмотрит субсидии. В 2013 году, когда эта инициатива обсуждалась, предполагалось, что в среднем одному человеку в месяц достаточно не более 90 кВт/ч электроэнергии, для второго члена семьи надбавка составит 50 кВт/ч в месяц, а для каждого последующего — 20 кВт/ч. Однако эти нормы признали очень усредненными.

В среднем за месяц холодильник потребляет около 50-60 кВт/ч, стиральная машина — 20-30 кВт/ч, компьютер — от 20 до 60 кВт/ч в зависимости от интенсивности использования, чайник — 10-20 кВт/ч, утюг — 10-30 кВт/ч, как и телевизор, микроволновая печь — 5-10 кВт/ч, зарядные устройства — 5-10 кВт/ч. Если сложить минимальные ежемесячные показатели энергопотребления этой необходимой в быту техники, получим около 140 кВт/ч. Но в российских домах сегодня часто работают посудомоечные машины, бойлеры, теплые полы, весьма энергозатратные кондиционеры и прочие приборы, существенно повышающие расход электричества.

«Можно сказать, что энергореформа начинается не вовремя – 2017 год был для России очень удачным как по энергетическим, так и по экономическим показателям, но 2018-й по ряду цифр может от него отстать. И возлагать на граждан в данном случае дополнительную финансовую нагрузку, если они не уложатся в социальные нормы, не самое удачное решение. Вероятнее всего, в ходе обсуждения инициатива будет доработана с учетом реалий, чтобы защитить права россиян.

Кроме того, эффект почувствуют и поставляющие компании. На фоне кризиса в экономике в энергосистеме накопились огромные задолженности, которые поставщики уже сегодня не знают, как вернуть. И это в большей части не долги населения, а крупных промышленных игроков. Наиболее вероятным сценарием будет, что эти цифры просто пишут в безнадежные убытки. Реформа для частных потребителей добавит головной боли предприятиям, которые собирают деньги с бытовых абонентов – в какой-то мере задолженности будут расти и там. И с этим тоже придется что-то делать.

В конечном итоге вокруг предлагаемой реформы развернутся бурные дебаты – кроме очевидных плюсов в виде экономии она принесет ряд проблем и сложностей. Придется прорабатывать решения, чтобы избежать негативных факторов и рисков, максимально защитить интересы россиян. Потому нужно увидеть хотя бы первоначальный набросок инициативы от правительства, сейчас делать какие-то выводы неправильно», — заключает Александр Фролов.