Аналитик Александр Фролов — о том, что стоит за новым предложением украинской стороны о транзите российского газа

Замглавы Еврокомиссии Марош Шефчович предложил провести трехстороннюю встречу по транзиту газа через Украину «в ближайшие недели». Словно в ответ на это предложение «Нафтогаз», отвечающий за деятельность газотранспортной системы (ГТС) Украины, умерил свои требования к «Газпрому». Но в то же время украинская компания принялась с удвоенной силой шантажировать Россию, Евросоюз и руководство собственной страны, заявляя о грядущей «газовой войне».

Действие текущего контракта на транзит российского газа через ГТС Украины прекращается в начале 2020 года. Президент России Владимир Путин в субботу, во время пресс-конференции по итогам рабочего визита в Китай, заявил, что хотел бы понять планы Киева относительно того, будет ли в конце концов подписан новый договор. По его словам, Украина в случае потери транзита газа из РФ не сможет организовать и его виртуальный реверс, при том, что прямые поставки обошлись бы Киеву вдвое дешевле.

Подписанию нового контракта мешает неразрешенность ключевых вопросов. Так, «Газпром» хочет урегулировать спор, связанный с решением Стокгольмского арбитража, по которому он оказался должен «Нафтогазу» порядка $2,56 млрд. Также российская сторона с опаской относится к перспективе прописывать гарантированные объемы прокачки. По действующему контракту такой объем составляет 110 млрд куб. м. Именно из-за невыполнения этого пункта «Нафтогазу» удалось выиграть транзитный спор в Стокгольмском арбитраже.

В свою очередь, украинская сторона на протяжении последнего года объявляла о желании прописать в контракте как можно больший гарантированный объем. Руководство «Нафтогаза» настаивало на 140 млрд куб. м. Разумеется, пойти на это условие «Газпром» был не готов, хотя и соглашался гарантировать сохранение транзита. Теперь риторика руководителей «Нафтогаза» изменилась. Исполнительный директор компании Юрий Витренко заявил, что во время грядущих консультаций Украина предложит закрепить объем транзита на уровне 60 млрд куб. м в год на 10 лет.

Надо заметить, что этот объем выглядит куда более разумным, чем фантастические 140 и даже 110 млрд куб. м. Во-первых, 55–60 млрд куб. м — относительно небольшой объем, при этом он позволяет ГТС Украины работать с прибылью. Во-вторых, очевидно, что Россия не запустит на полную мощность все обходные газопроводы в 2020 году. В-третьих, даже после их запуска планируется сохранить прокачку через Украину. В-четвертых, объем прокачки будет зависеть от спроса на голубое топливо на рынке Евросоюза. А спрос, по нынешним прогнозам, будет расти.

По всей видимости, новые предложения «Нафтогаза» сформулированы под давлением европейских партнеров, которых беспокоит неопределенность ситуации с транзитом российского газа. И эта инициатива звучит достаточно разумно, чтобы российская сторона могла серьезно ее рассмотреть.

Об участии европейских представителей в формировании новой позиции «Нафтогаза» говорит и то, что украинская сторона особо отмечает достаточно очевидный заинтересованным сторонам факт: новый контракт должен быть подписан с компанией, которая станет оператором украинской ГТС. Это связано с необходимостью разделить «Нафтогаз» в рамках процесса евроинтеграции. Правда, разделение должно было начаться еще в феврале этого года. Видимо, время на Украине идет не так, как в России и Евросоюзе.

Но руководство «Нафтогаза» не было бы самим собой, если бы, говоря о достаточно разумных вещах, не сорвалось бы на угрозы и шантаж.

Так, всё тот же исполнительный директор компании заявил о новой жалобе, которая будет подана против «Газпрома» в антимонопольный орган Евросоюза. И компанию нисколько не смущает тот факт, что их страна не является членом ЕС. Поэтому можно смело угрожать «Газпрому» штрафом, если тот не согласится сдавать газ на восточной границе Украины.

Интересно, что сам «Газпром», может, и был бы не против сдавать газ своим покупателям сразу после пересечения границы с Украиной. Ведь тогда все проблемы, связанные с тарифами на прокачку голубого топлива и с техническим состоянием украинской ГТС, легли бы на плечи европейцев. Но они не горят желанием взваливать на себя эти сложности, поэтому можно предположить, что перспективы у этого антимонопольного иска аховые. Впрочем, «Нафтогаз» может попытаться предложить «Газпрому» отказ от этой жалобы вместо разрешения спора о $2,56 млрд. Попытки провернуть подобный фокус уже предпринимались.

«Нафтогаз» заявляет очень странную вещь с точки зрения перспектив грядущих переговоров. По словам его руководства, транзит газа через Украину с 2020 года будет равен нулю. Кроме того, оно ожидает, что Россия начнет катастрофическую газовую войну. Доказательством «Нафтогаз» считает то, что «Газпром» сейчас прокачивает через территорию Украины больше голубого топлива для наполнения европейских подземных хранилищ газа (ПХГ). Это заявление явно направлено не на ЕС, так как закачка газа в ПХГ происходит в сотрудничестве с европейскими компаниями, которые хотят застраховаться от возможных проблем с поставками в случае неподписания контракта.

Руководство «Нафтогаза» разгоняет панику в расчете на реакцию украинского руководства. Чистая прибыль компании в 2018 году сократилась втрое. А угроза прекращения транзита означает срыв отопительного сезона. Поэтому, по словам представителей «Нафтогаза», необходимо сейчас увеличить закупки голубого топлива и закачку его в украинские ПХГ. Но денег на это у компании якобы нет. «Дорогое правительство, быстрее дай денег, или газа не будет, но мы в этом не виноваты». Банальный шантаж.

Одновременно компания требует содействия со стороны Евросоюза. Иначе и на него ляжет часть вины, ведь без российского транзита поставки европейского газа загадочным образом резко снизятся.

При этом «Нафтогаз» признает, что он не выполнил планы по увеличению внутренней добычи. Более того, добыча товарного (поступающего потребителям) газа даже снизилась и продолжает снижаться в нынешнем году. Но происходит это не из-за профнепригодности действующего руководства компании, а из-за коварства России, которая боится роста конкуренции со стороны Украины. Нет, здесь не стоит искать логики. Но такие доводы действительно озвучиваются.

По всей видимости, нынешние руководители «Нафтогаза» понимают, что им вряд ли удастся сохранить свои посты. При этом давление со стороны европейцев вводит позицию Украины по транзиту российского газа в конструктивное русло. Поэтому остается только попытаться осложнить жизнь своим преемникам и получить напоследок немного финансирования от государства. А каково после этого будет самому государству, украинских топ-менеджеров традиционно не интересует.