Аналитик Александр Фролов — о том, что мешало стране одобрить строительство «Северного потока – 2»

Дания выдала разрешение на строительство «Северного потока – 2» на своем континентальном шельфе. Это говорит о том, что, как и предполагалось, газопровод будет введен в эксплуатацию в срок, а заметного удорожания проекта не произойдет. Разрешение от датского энергетического агентства знаменует окончание чрезмерно затянувшейся драматической паузы, которую держало королевство, не говоря ни «да», ни «нет» российско-европейскому проекту.

Планируемая протяженность «Северного потока – 2» –– 1,2 тыс. км. Из них к настоящему моменту уложено уже более 1 тыс. км. Все страны своевременно выдали разрешение на строительство, и лишь Дания сомневалась. Невольно напрашивались параллели с первым «Северным потоком», который ввели в строй в 2011–2012 годах. На начальной стадии реализации того проекта часть европейских стран выражала опасения экологического характера. В их числе была и Дания. Впрочем, первому «Северному потоку» она выдала разрешение довольно быстро. А вот с добром для второго она тянула до последнего.

По какой-то странной причине только газопроводы, связанные с поставками из России, вызывают столь острую реакцию в ЕС. Но ирония ситуации заключалась в том, что в ходе исследований дна –– необходимого при строительстве газопровода мероприятия –– в Балтийском море было найдено затонувшее судно времен войны с грузом боевых отравляющих веществ на борту. Видимо, подобные «морские клады» оказывали меньше воздействия на местную хрупкую экологию, чем обетонированный газопровод.

«Северный поток – 2» строится со скоростью порядка 3 км в сутки. При сохранении этих темпов прохождение датского и немецкого участков заняло бы около двух месяцев. Теоретически строительство можно было бы ускорить, но и тогда выход на немецкий берег занял бы порядка пяти недель. Фактически, к настоящему моменту у Дании оставалось две-три недели, чтобы выдать разрешение. Иначе реализация «Северного потока – 2» могла не завершиться в 2019 году, как это предусмотрено планами. В этой ситуации, по всей видимости, участники проекта могли подать иск в суд на королевство по защите инвестиций.

Поведение Копенгагена выглядело откровенно странно. Все государства, через территориальные воды которых должен был пройти новый газопровод, не требовали каких-либо альтернативных маршрутов. Дании одного варианта показалось мало. В итоге местный регулятор рассматривал целых три, при этом не выдав внятного комментария ни по одному из них.

Сама Дания тем временем попала в весьма затруднительное положение. Королевство было вынуждено остановить добычу на своём крупнейшем месторождении. По отдельным данным, на нем производилось порядка 90% всего датского газа. Эта страна долгое время была нетто-экспортером голубого топлива. Хотя объём поставок за последние 10 лет сократился с 5,3 млрд куб. м до 1,5 млрд куб. м. Тем не менее самой Дании требуется около 3 млрд куб. м в год. Теперь, когда эта страна минимум на три года становится нетто-импортером, она будет вынуждена закупать голубое топливо через Германию. А туда идет газ из России и Норвегии.

И будто этой проблемы было мало, возник вопрос о разрешении для Baltic Pipe. Это проектируемый газопровод, который будет проложен из Норвегии через Данию в Польшу. Ввод его в эксплуатацию намечен на 2022 год. Копенгаген оперативно одобрил строительство этой трубы. Но совершенно внезапно выяснилось, что ее трасса пересекает «Северный поток» и «Северный поток – 2». Соответственно, потребуется разрешение на строительство от операторов этих газопроводов.

Иными словами, у Дании не только не было реальных причин не выдавать разрешение на строительство, но одновременно возникло несколько сопутствующих проблем, которые прямо побуждали Копенгаген к скорейшему урегулированию вопросов с «Северным потоком – 2». Соответственно, одобрение ветки было лишь вопросом времени.

Жаль разочаровывать ту часть экспертного сообщества, которая в силу неясных мотивов считала Данию неприступным бастионом на пути российско-европейского газопровода, но «Северный поток – 2» будет построен в срок.

Это не отменяет необходимости вести переговоры по транзиту российского газа через газотранспортную систему Украины. Ведь техническая возможность вывести новый газопровод на полную мощность появится не раньше второй половины 2020 года. Также предстоит решить вопрос с формальным правом заполнять «Северный поток – 2» на 100%. Он пока не урегулирован, и здесь основной бой предстоит принять прямо заинтересованной в работе нового газопровода Германии. Но всё это теперь можно считать исключительно рабочими моментами.