Передача "Деловая неделя" телерадиокомпании "Мир" 22 февраля 2008 г.

Сегодня гость студии программы «Деловая неделя» — генеральный директор Института национальной энергетики России Сергей Правосудов.

ОЛЬГА ТРУБАЧЕВА:

Здравствуйте, Сергей Александрович. Нефть будет выше 120 долларов за баррель?


СЕРГЕЙ ПРАВОСУДОВ:

Когда-нибудь будет. Вопрос в том, когда.

О.Т.:

По Вашему мнению, в чем основная проблема «Нафтогаза» и «Газпрома»?

С.П.:

На Украине любят рассуждать о политике, а отремонтировать свои газопроводы у руководства страны руки не доходят. Газотранспортная система Украины сильно изношена. «Газпром» транзитирует основные объемы своего газа в Европу по территории Украины. Европа и Россия неоднократно предлагали Украине совместными усилиями отремонтировать и модернизировать украинскую газотранспортную систему. Украина сама в этом заинтересована. Ведь тогда поставок через ее территорию будет больше, и соответственно денег за транзит республика тоже получите больше. Но Верховная Рада приняла постановление, что труба — это основа национальной независимости Украины, и не собирается предоставлять иностранным компаниям доступ к этой системе, считая, что она должна быть только госсобственностью.

О.Т.:

Украина может найти для себя более выгодного поставщика, чем «Газпром»?

С.П.:

Юлия Тимошенко неоднократно говорила о том, что можно поставлять газ из Ирана. Но Иран добывает около 100 млрд. кубометров и 100 млрд. потребляет. У него нет лишнего газа. Газ, который он экспортирует в Турцию небольшим объемом — порядка 6 млрд. — он закупает в Туркменистане. То есть фактически перепродает. Говорить о том, что где-то рядом есть огромные источники газа, безосновательно. Никаких труб на Украину из других стран не строится.

О.Т.:

То есть более выгодного предложения Украина не найдет?

С.П.:

Она его и не ищет.

О.Т.:

Что-то может измениться на газовом рынке, если «Газпром» придет в Кыргызстан, займется сбытом газа и будет больше сотрудничать с Молдовой? Такие предложения звучали на этой неделе.

С.П.:

Средняя Азия — стратегический регион. В Туркменистане покупают газ, идут переговоры о том, чтобы начать добывать газ в в этой республике, строить Прикаспийский газопровод. Газ уже добывается на узбекском месторождении Шахпахты — «Газпром» его приобрел. Плюс «Газпром» получил лицензию на добычу в Устюртском регионе, сейчас там идут работы. Будут расширяться мощности действующей газотранспортной системы.

С Казахстаном есть крупное соглашение по Карачаганаку. Газ покупается совместным предприятием на основе Оренбургского нефтеперерабатывающего комплекса. Понятно, что в Кыргызстане не те ресурсы, что в Туркмении или Казахстане. Но, так или иначе, там надо работать, потому что если не будет работать «Газпром», придут другие компании. Например, Китай проявляет интерес к этому региону.

В Молдавии другая ситуация. Там «Газпрому» уже принадлежит 60% системы «Молдовагаз». Плюс там большой долг со стороны Приднестровья — более 1 миллиарда долларов. Этой непризнанной республике принадлежит порядка 15-17% в «Молдовагазе». Сейчас идут переговоры о том, чтобы их долг «Газпрому» был погашен акциями, другими предприятиями, скидками и т.д. «Газпром» будет развивать систему по поставке газа потребителям, чтобы зарабатывать не только на опте, но и на рознице.

О.Т.:

Другой энергетический рынок — нефтяной — на этой неделе отличился. Для стран-экспортеров — России, Казахстана, Азербайджана — чем к концу года обернется такое подорожание?

С.П.:

Повышением доходов как компаний, так и бюджета.

О.Т.:

А ростом цен на бензин?

С.П.:

Тут двоякая ситуация. С одной стороны, компания получает большую выгоду от экспорта нефти. Но из-за того, что компания больше продает, меньше нефти остается на внутреннем рынке. Поэтому или ее цена должна подтягиваться, или возникает дефицит. В последнее время правительство России призывает нефтяников не злоупотреблять экономическими законами. Цены на бензин будут расти, но это не значит, что они должны расти в той же пропорции, что и цены на нефть. Газ в России стоит 50 долларов, за границей — 350 оптом. К 2011 году его цена вырастет до 110-120. Но все равно это будет огромная разница. Почему у нас бензин сейчас стоит как в Америке? Потому что цены на газ регулируются, а цены на бензин нет.

О.Т.:

Что мешает этому регулированию, если фактически государство владеет большими долями в крупных компаниях?

С.П.:

Государство только недавно стало владеть большими долями, а до этого был частный бизнес, который диктовал свои условия. Когда получилось, что «ЮКОС» перетек в «Роснефть», а «Сибнефть» стала частью «Газпрома», мы уже пришли к тому, что цены на бензин догнали американские. Такими они и остались.

О.Т.:

Спасибо. Напомню, гостем студии был генеральный директор Института национальной энергетики России Сергей Правосудов.