Принадлежащее «Газпрому» краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) «Академик Черский» в настоящее время находится в немецком порту Мукран. Здесь на него грузят трубы для достройки газопровода «Северный поток – 2».

«Академик Черский» – единственное в России судно, способное решить эту задачу. Под угрозой санкций, введенных в конце 2019 года США, швейцарская компания Allseas Group SA отказалась от дальнейшего участия в проекте.

Иностранные суда-трубоукладчики – Pioneering Spirit и Solitaire – свернули работы. К тому моменту оставалось уложить на дно Балтики около 120 километров труб: по одной «нитке» газопровода – 50 километров, по другой – примерно 70 километров.

Не составляет труда подсчитать, сколько времени может потребоваться «Академику Черскому», чтобы завершить строительство. Минимальный срок – 25-30 дней, учитывая, что КМТУС способно класть по 5 километров секций труб в сутки. Таким образом, на побережье Германии газопровод вполне можно было бы вывести уже в третьей декаде июня.

Однако в действительности это произойдет скорее всего в конце августа. Надо учитывать, что заявленная в тактико-технических характеристиках «Академика Черского» максимальная скорость укладки труб достижима лишь в идеальных условиях.

В реальных же темпы, как правило, существенно. ниже – в среднем от 2,5 до 3 километров в сутки. Скорость строительства определяется многими факторами. Например, погодой. В сильный шторм работы не всегда возможны.

Кроме того, нельзя забывать, что запас труб, который в состоянии принять на борт «Академик Черский», ограничен. Его требуется постоянно пополнять, что предполагает некие технологические перерывы на погрузку.

Предусмотрен ряд мер, чтобы их сократить. В частности, в строительстве заключительного участка «Северного потока – 2» решено задействовать российскую трубоукладочную баржу (ТУБ) «Фортуна», которая сейчас тоже находится в районе порта Мукран.

В свое время именно «Фортуна» уложила первые километры газопровода в территориальных водах РФ. В конце прошлого года ТУБ находилась на Балтике, однако заменить покинувших проект швейцарцев не могла.

Дело в том, что баржа способна класть трубы на мелководье. И она не оборудована системой динамического позиционирования, наличие которой Дания, в последний момент давшая «зеленый свет» новому газопроводу, выдвинула обязательным условием. Поэтому пришлось перегонять на Балтику из Находки «Академика Черского».

Не исключено, что после того, как «Северный поток – 2» дотянут до вод Германии, «Фортуна» тоже поработает по профилю. А до этого ее будут использовать для доставки труб на «Академик Черский».

Водоизмещение ТУБ составляет без малого 40 тысяч тонн, длинна – 169 метров, ширина 46 метров. Баржа оснащена штатными гусеничным краном грузоподъемностью 250 тонн и судовым краном на левом борту грузоподъемностью 40 тонн. А после модернизации 2012 года получила кран грузоподъемностью 1,6 тысячи тонн.

Это позволяет перегружать обетонированные трубы весом 24 тонны каждая с судна на судно прямо в море. Работая в тандеме и не ставя «стахановских рекордов», КМТУС и ТУБ в состоянии завершить проект в августе. Этот срок имеет значение. Лето – самый благоприятный период для строительства трубопровода. Море спокойно. В сентябре на Балтике начинается сезон осенних штормов.

Однако день достройки газопровода и день официальной сдачи его в эксплуатацию – разные вещи. Как известно, «Газпром» объявил, что запуск «Северного потока – 2» намечен на декабрь 2020 года или даже на январь 2021 года.

Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов не сомневается в реалистичности этих планов. В том, что «перерезание ленточки» произойдет не сразу после выхода трубы на немецкий берег нет ничего удивительного.

Новый газопровод сначала необходимо проверить, убедиться в герметичности сварных швов и труб. Какое-то время потребуется, чтобы заполнить его техническим газом и довести давление до нормы, напоминает эксперт.

Эти операции занимают несколько месяцев. Например, первая очередь «Северного потока – 1» была завершена в сентябре 2011 года, но только ноябре начались поставки газа в Германию.

Форсировать события сегодня «Газпрому» нет резона. Минувшая зима в странах Евросоюза выдалась на редкость теплой. Потребление голубого топлива резко снизилось. Подземные хранилища остались заполненными почти полностью. Поэтому на биржах упали и цены на газ.

Пандемия коронавируса, поставившая мировую экономику на карантинную паузу, еще более усугубила ситуацию. При таком раскладе выводить на европейский рынок дополнительные объемы голубого топлива ранее декабря нецелесообразно.