В самом конце 2020 года начинается эксплуатация балканского продолжения «Турецкого потока». Эта магистраль повысит надежность поставок потребителям на Балканах и в Центральной Европе. Также она снизит потребности в транзите российского газа через Украину.

Прошло пять лет с момента, когда должна была начаться эксплуатация газопровода «Южный поток». Тогда его мощности (63 млрд кубометров) хватило бы, чтобы полностью закрыть потребность в транзитном потоке через Украину.

С тех пор спрос на российский газ в Европе вырос. По предварительным данным, даже в этом не самом успешном году он был примерно на 20 млрд кубометров выше, чем в 2015-м.
«Южный поток» так и не построили. Если бы этот проект реализовали, в 2017 году Словения, Хорватия и Италия не столкнулись бы с газовым кризисом после аварии в австрийском Баумгартене. То есть у европейских стран есть объективная потребность в диверсификации газовых потоков. Отчасти она удовлетворяется СПГ-терминалами и поддержкой проектов вроде «Южного газового коридора» и за счет строительства новых газопроводов из России.

Так, на смену «Южному потоку» пришел «Турецкий поток».

Его мощность в два раза меньше, чему предшественника, — 31,5 млрд кубометров. Но есть и ряд преимуществ: труба сразу приходила на один из целевых рынков (в Турцию) и не подпадала под действие Третьего энергопакета, то есть никто не может обязать «Газпром» резервировать 50% мощности для посторонних поставщиков.

Последнее связано с тем, что «Турецкий поток» не идет по территории Евросоюза. Но из-за этого вместо одной крупной магистрали, которая протянулась бы по дну Черного моря и дальше до Италии и Австрии, пришлось реализовывать два проекта. Кроме морского газопровода «Газпром» и партнеры построили новую трубопроводную систему на Балканах. Ее окрестили «Балканским потоком».

В 2020 году голубое топливо по «Турецкому потоку» могли получать Турция, Болгария, Греция и Северная Македония. А начиная с 2021-го газ пойдет через Болгарию в Сербию и дальше в Венгрию. В перспективе конечным пунктом может стать Австрия, где и сейчас находится одна из важнейших точек сдачи российского голубого топлива. Теоретически какая-то часть поставок в будущем может пойти и в Италию, являющуюся одним из крупнейших покупателей российского газа.

Предполагалось, что «Балканский поток» запустят к середине 2020 года, но помешали задержки с реализацией проекта в Болгарии. А их удобно объяснить словами: ну, вы понимаете — пандемия. Впрочем, задержка соответствует интересам и поставщика, и покупателей.

Во-первых, спрос на энергоносители в 2020-м в Европе снизился. Правда, в первой половине года можно было отметить успехи сжиженного природного газа (СПГ) на рынке Евросоюза. Но демонстрировались они на фоне небывалого падения цен и сокращения спроса со стороны Азии. Тогда же поставки «Газпрома» в Европу (с учетом Турции) сократились на 18% — до 78,9 млрд кубометров. Но уже в начале второго полугодия цены на СПГ в Азии резко пошли вверх. К концу 2020 года они достигли шестилетних максимумов и примерно в два раза превысили европейские котировки. Разумеется, все поставщики ожидаемо отправились туда, где платят больше.

Вместе с тем во втором полугодии 2020-го начали восстанавливаться трубопроводные поставки газа из России. По всей видимости, «Газпром» повторит (или немного превысит) показатель 2016 года. А в 2021-м он может приблизиться к крайне успешному в смысле экспорта 2019-му

Во-вторых, в 2020 году «Газпром» был обязан прокачать через Украину не менее 65 млрд кубометров. Хотя сам тариф на прокачку российского газа практически не изменился, были введены повышающие коэффициенты. Если «Газпрому» необходимо прокачать сверх месячной нормы, то при бронировании дополнительных мощностей на квартал тариф повышается в 1,1 раза, на месяц -в 1,2, на сутки — в 1,45 раза. Уже в декабре российской компании пришлось прокачивать через Украину больше газа, чем предусмотрено правилом, и платить по повышенному тарифу.

С 2021 года российская сторона обязана прокачивать через Украину на 25 млрд кубометров меньше, чем в 2020-м, — 40 млрд кубометров. Исторический минимум. Но реальный объем будет зависеть от спроса в Европе. А он растет.

К сожалению, в начале 2021 года у нашей страны еще не будет возможности начать эксплуатацию «Северного потока-2». Конечно, и вывести балканскую магистраль на 100% мощности тоже в ближайший год не получится по техническим причинам. Но благодаря вводу «Балканского потока» в эксплуатацию загрузка «Турецкого потока» в 2021-м может достичь 25 млрд кубометров. А это тот объем, который еще в 2019 году шел через Украину. То есть магистраль через Болгарию и Сербию была введена более чем вовремя — как раз к моменту восстановления спроса и цен в Европе и к сокращению гарантированной прокачки через газотранспортную систему Украины.

Впрочем, есть хорошие новости для Киева, а также для Варшавы. Учитывая динамику роста спроса на газ в Европе и рост цен на СПГ в Азии, прокачка российского голубого топлива через ГТС Украины в 2021 году, скорее всего, окажется на уровне 2020-го или выше. Вероятно, увеличенный объем будет бронироваться сразу на квартал вперед, что гарантирует дополнительный доход сверх тарифа на уровне $100 млн. В то же время «Газпром» наверняка будет бронировать польский участок газопровода «Ямал — Европа» на 100% мощности. Во всяком случае, пока не будет введен в эксплуатацию «Северный поток-2».

Что касается более отдаленных перспектив балканской магистрали, то ее наличие создает предпосылки для роста газификации региона, а значит, и роста спроса на голубое топливо.