Реверсная схема делает Украину заложником колебаний цен на европейском энергорынке, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Руководитель молодежного крыла партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» (ОПЗЖ) Артем Марчевский сообщил об «афере века», которой является реверс российского газа. Этим Украина занимается с 2015 года.

По словам Марчевского, на основе этого складывается цена для украинских потребителей, причем если бы Киев пошел на предложения одного из лидеров ОПЗЖ Виктора Медведчука, договорившегося о прямых поставках сырья из России со скидкой в 25%, то цена газа на Украине была бы 3,8 гривны за кубический метр, а не 9,8 гривны сегодня.

Украина занимается реверсом с 2015 года

Главной проблемой украинского ценообразования является свободный рынок газа, а не то, у кого Киев покупает сырье и с какой наценкой, но общий посыл понятен: реверс газа экономически нецелесообразен.

В январе 2020 года генеральный директор ООО «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон признал, что Украина получает российский газ по виртуальному реверсу из ЕС, теперь без хитрой практики «отправить газ в Словакию, а затем забрать обратно».

Макогон связал это с подписанием нового газотранспортного контракта РФ и Украины в декабре 2019 года, но есть и другие причины. Во-первых, дополнительное техническое обеспечение, которое стоит денег: достаточно прописать это в документах и получить за него дополнительную прибыль. Во-вторых, европейские партнеры Украины не горят желанием этим заниматься.

В конце 2020 года Польша, Словакия и Венгрия уведомили Украину о прекращении внутреннего реверса газа, теперь хитрая схема по перекачке сырья туда-обратно невозможна для украинской стороны.

Сегодня потребление газа на Украине составляет 31-34 млрд кубов, а 20 млрд кубов украинцы добывают состоятельно: этот фактор подтверждает тезис, что отнюдь не из-за реверса взлетели отпускные цены на газ на украинском рынке.

С начала 2021 года были отменены льготы для населения за газ, поэтому цены на сырье формируются на открытом рынке, что для граждан пострадавшей от «революции достоинства» Украины является нерешаемой проблемой.

Экономического смысла в реверсе нет

«Реверс начинался с политических заявлений, что Россия — это враждебная Украине страна. На этом основании в Киеве приняли решение о минимизации экономического сотрудничества. Одним из вариантов такой политики стал отказ от российского газа и покупка сырья на европейской бирже, пусть в реальности его доставляют по трубам на украинскую территорию», — заключает Правосудов.

На газовом рынке данной страны нет лишнего сырья. Единственными источниками являются российский газ и внутреннее производство, которое не может выйти за отметку в 20 млрд кубов газа. Украина подписала контракт с Польшей и США на поставку сырья через терминал в Свиноуйсьце, но до сих пор непонятно, сколько может выдержать интерконнектор.

Справочная информация говорит о восьми-девяти млрд транзита в год, однако в реальности цифры скромнее. Да и Правительство Украины не пошло на реализацию данного соглашения: оно окончательно добьет энергетический рынок страны.

Собственный СПГ-терминал украинцы построить не могут из-за позиции Турции, контролирующей Босфор и Дарданеллы, поэтому Киеву «назло Москве» приходится перекупать российский газ на биржах ЕС.

«В данной схеме в цену на газ заложена доплата, что сырье как будто доставляется на Украину с места покупки. На этом зарабатывают трейдеры, но это неизбежность при таком подходе Киева», — резюмирует Правосудов.

Биржевые цены на энергорынке ЕС все время скачут, а летом-весной 2020 года котировки в моменте упали до безумных 60 долларов за тысячу кубов. В такой ситуации украинский реверс ситуативно стал выгодным.

«На тот момент по российским контрактам самая низкая цена на газ была у Белоруссии — 127 долларов за тысячу кубов: в такой ситуации реверс стал выгодным, но это единственный прецедент с 2015 года», — заключает Правосудов.

Сегодня цены на газ снова выросли и дошли до 200 долларов за тысячу кубов, а на пике европейских морозов переваливали за 300 долларов. На зимний период в Евросоюзе приходится пик потребления, что и вызвало украинские протесты по тарифам.

«Цена на газ в ЕС реагирует на мороз, получается, что украинцы благодаря реверсной схеме платят в разы больше, чем белорусы. Если бы Украина подписала долгосрочный контракт с «Газпромом», то ситуация для них была бы надежной и предсказуемой. Пример с Белоруссией показывает выгодность такого сотрудничества», — констатирует Правосудов.

Однако Украина не проявляет к этому никакого интереса, за исключением нескольких оппозиционных политиков.

«На реверсе зарабатывают трейдеры, как и на хранении газа на Украине, который затем распродается на рынке ЕС. Они не обязаны продавать газ на Украине. Хранилища находятся в западной части страны, поэтому после того, как цены на газ в Европе пошли вверх, трейдеры начали отбирать его на данном направлении», — резюмирует Правосудов.

Информацию о том, кто эти трейдеры, кто получает конечную выгоду, украинские политики не озвучивают. Им проще критиковать реверс, чем экономических и политических игроков, зарабатывающих на данной «афере века».