Варшаве не стоит пытаться конфликтовать с «Газпромом», и ей не удастся приватизировать совместную с РФ газовую магистраль. Об этом замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов рассказал iReactor.

Ответ РФ на притязания по газопроводу «Ямал — Европа» может дорого обойтись Варшаве. Участок протяженностью 700 км проходит по польской территории. В планах развития газотранспортной сферы польский оператор Gaz-System прописал «приватизацию» ГТМ на этом участке газопровода.

Польша решительно настроена пойти на такой сложный для нее шаг. Пока не ясно, каким образом Польша осуществит свой план, не нарушив международные законы.

У Варшавы есть два варианта: искусственное снижение рыночной стоимости активов EuRoPol GAZ или национализация имущества российской корпорации по надуманному предлогу. Российские власти не приемлют таких мер и должны будут рассмотреть ответные шаги.

В настоящий момент 68% импортируемого Варшавой газа поставляет РФ. В случае разрыва торговых отношений Польша будет искать альтернативу в ЕС и США. В этом стране может помочь Вашингтон, который давно хочет наладить экспорт своего сжиженного природного газа (СПГ) на европейский рынок.

Проблемы Польши

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов прокомментировал iReactor, во что может вылиться такая гипотетическая ситуация. Специалист уверяет, что в полной мере законная реализация варшавских амбиций касательно участка «Ямал — Европа» нереальна.

Польский участок «Ямал — Европа» не принадлежит польскому правительству. В полной мере его приватизировать невозможно. «Газпром» и польская PGNiG вместе с EuRoPol GAZ владеют участком. Компания Gaz-System создавалась в рамках евроинтеграционных процессов. Сейчас они независимый оператор участка ГТМ. В этом плане Польша владеет половиной компании участка, так что правильно говорить не о приватизации, а о продаже доли в госкомпании, — объяснил Фролов.

Со слов специалиста по энергетике, Варшава может не национализировать, а, напротив, продать России свой кусок. Только Москве он не нужен.

Максимум, что они могут сделать — это продать «Газпрому» свою часть компании. Если представить, что национализация произошла, то можно заметить просто переориентацию на восток. Польский участок идет от РФ по Белоруссии. Чисто теоретически присвоить его возможно. Вопрос остается — зачем? Их ничего хорошего не ждет в этой и более ранней затее.

«Газпром» не стал вести переговоры по продлению контракта. Теперь русская энергокомпания не просто отправляет газ, а создает аукцион. Это уменьшает доходы Польши. Мы умеем работать по европейским нормам и по ним через год можем совершенно ничего не качать, а Польша должна ухаживать за ГТМ, даже если ничего не прокачивается, — считает специалист.

Как отметил Фролов, у Польши вырастет потребление в ближайшие годы. Все из-за экологических норм Европейского союза.

Полякам нужно 10 млрд кубов, и в ближайшие десятилетия потребление будет только расти. Польша является второй по потреблению угля в Европе, а по законам ЕС от него нужно избавляться. Так что у Варшавы потребление газа увеличится до 50%, и на выручку может прийти только русский продукт, — заключил Фролов.

Потребителям Варшавы отрицание русского газа грозит ростом цен на энергоносители. В свою очередь повышение тарифов на газ неминуемо повлечет падение национального ВВП.