Украинский газотранспортный маршрут необходим России, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Россия сохраняет транзит газа через Украину

Директор департамента экономического сотрудничества МИД РФ Дмитрий Биричевский заявил, что Москва не заинтересована в остановке газового транзита через Украину, о чем неоднократно заявляло высшее руководство страны.

У России существуют контрактные обязательства по украинскому транзиту – до 2024 года включительно, и Москва их полностью выполнит.

Москва рассматривает вопрос в сугубо экономическом контексте, для того чтобы потребители в Европе были довольны и получали те объемы сырья, которые им нужны. Цены на газ должны определяться договоренностями и ситуацией на рынке.

Еще Биричевский отметил, что если Украина не захочет пропускать через свою систему российский газ, то РФ обойдется без нее.

Ремарка про отказ от украинского транзита носит риторический характер. Повадки партнеров известны: Киев пойдет на блокировку транзита газа только в случае прямой команды из США или резкого обострения кризиса в Донбассе.

Однако МИД РФ намекает на то, что Россия после запуска «Северного потока – 2» получит запас транзитных мощностей, способных осуществить поставки по заключенным долгосрочным контрактам без задействования украинского маршрута.

Россия обладает газопроводами «Ямал – Европа» мощностью в 33 млрд кубов газа в год, «Турецкий поток» мощностью в 31,5 млрд кубов газа в год, двумя «Северными потоками» с суммарным транзитным объемом в 110 млрд кубов газа в год.

Все это дает 174,5 млрд кубов газа, что примерно соответствует контрактным обязательствам «Газпрома». Однако у РФ есть большие проблемы с Польшей, а запросы в Евросоюзе растут – для украинской ГТС остается место на европейском газовом рынке.

В январе-июле РФ поставила 16,9 млрд кубов газа в Турцию. Это значит, что в течение 2021 года объем поставок подойдет к 33 млрд кубов, но кроме «Турецкого потока» на рынке есть газопровод  «Голубой поток» мощностью в 16 млрд кубов газа.

За первое полугодие «Газпром» поставил в дальнее зарубежье 99,9 млрд кубов газа, по итогам 2021 года цифра подойдет к 200 млрд кубов, но в данный объем кроме Турции включен Китай, в результате на Украину точно остается 10–15 млрд кубов газа транзита.

Данная цифра некритична, и теперь Киев не сможет шантажировать «Газпром», как в ситуации 2019 года, когда было подписано невыгодное для РФ соглашение по транзиту газа с лимитом в 65 млрд кубов газа в 2020 году и 40 млрд кубов газа в 2021–2024 годах.

Система новых договоренностей с Украиной пока не ясна

«Пока нельзя говорить об отказе от транзита газа через Украину. Между Россией и Украиной подписан контракт по транзиту газа до 2024 года, по которому Москва и Киев несут друг перед другом комплекс обязательств», – констатирует Правосудов.

Немаловажным фактором является то, что, когда новый газопровод запускается, его не сразу загружают на 100% прокачки.

«Процесс будет идти постепенно, чтобы потребители были готовы встретить российский газ, поэтому до 2024 года все будет согласно контракту, а ситуация после окончания транзитного соглашения зависит от газовых закупок в ЕС», – резюмирует Правосудов.

Если ЕС увеличит закупки российского сырья, тогда без украинского транзита нам не обойтись. Именно в европейском спросе заключены транзитные шансы Украины, и здесь Киеву есть на что рассчитывать. В Нидерландах закрывается месторождение Гронинген, продолжаются проблемы в Норвегии, поставки СПГ не являются надежными, а угольную генерацию можно заменить на газ.

«Зимой потребление больше, чем летом, поэтому нам нельзя забывать об украинском транзите. Маршрут перестанет быть основным из-за низкой выгодности, а «Газпром» будет настаивать на аукционной форме сотрудничества вместо системы долгосрочных контрактов, чтобы по мере необходимости выкупать транзитные мощности на Украине», – заключает Правосудов.

Только здесь нужна жесткая система договоренностей, чему мешает несерьезность украинских властей. Проблема не в том, что Киев настроен антироссийски, а в том, что команда Владимира Зеленского систематически не выполняет обязательства.

Второй проблемой является состояние украинской ГТС. Во-первых, инфраструктура требует модернизации, а во-вторых, она сочетает в себе не только транзитные, но и газораспределительные мощности, поэтому Украине надо до 2024 года определиться с энергостратегией.

«Соглашение с Украиной будет переподписано на современных условиях – 40 млрд кубов транзита в год, только если Евросоюз серьезно нарастит закупки газа у России. Объемы будут снижены, а насколько – вопрос вопросов», – констатирует Правосудов.

Никто не знает, сколько страны ЕС будут закупать российского газа через пять или десять лет, и это влияет на переговоры по Украине.

«Возможны обязательства по прокачке в 10–15 млрд кубов, а остальное «Газпром» будет выкупать на аукционах. Проблемой Украины является обеспечение внутренних потребителей. Если там упадут транзитные поставки, многие направления станут сухими, и непонятно, как в таких условиях доставлять газ до хозяйственных субъектов», – резюмирует Правосудов.