Угольные претензии Bloomberg и европейцев к РФ не выдерживают критики, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Европе потребовался российский уголь

Информационное агентство Bloomberg отмечает, что европейские цены на газ и электроэнергию поднялись до рекордных значений, сигнализируя о том, что нехватка сырья продолжит усугубляться.

Цены на газ пробили рубеж в 1100 долларов за баррель, рост котировок продолжает разгоняться, его пределов на рынке не видно.

В пятницу, 1 октября 2021 года, в Европе начнется зимний сезон, в который континент входит с минимальными значениями по запасам сырья в подземных хранилищах газа (ПХГ). Физического дефицита нет, но морозы могут перевернуть ситуацию.

Эксперты Bloomberg утверждают, что в ЕС не хватает всего, начиная с газа, заканчивая углем и водой для производства электроэнергии. Мало надежд на то, что ситуация может улучшиться, спрос в европейской экономике после пандемии COVID-19 продолжает расти.

Потоки российского газа на немецкий терминал Мальнов (точка захода сырья с «Ямал – Европы») опять сократились. 29 сентября 2021 года произошло частичное восстановление поставок, но сегодня они на треть меньше, чем в начале недели.

Будут разочарованы и европейские потребители угля: экспорт ресурса из РФ также ограничен. Это создает большие риски для европейской экономики, масштабы дефицита европейских энергоресурсов застали ЕС в расплох.

Цены на газ в ЕС достигли аномальных значений

Европейские фондовые индексы находятся на самом низком уровне для конца сентября за последние 10 лет.

«Мы не прогнозировали сами возможность таких цен», — заявил вице-президент Equinor ASA Алекс Грант.

В среду, 29 сентября 2021 года, еще три поставщика электроэнергии на рынок Великобритании прекратили коммерческую деятельность по причине банкротства. С начала осени 1,7 млн британских потребителей были вынуждены перейти в другие компании.

Премьер-министр Франции Жан Кастекс должен объявить о мерах, которые правительство страны примет для сдерживания цен на электричество, хотя французская экономика благодаря атомной энергетике наименее подвержена газовой волатильности.

Inspired Energy утверждает, что приток газа в ЕС будет сдержан спросом в Азии. Отключения в КНР подтверждают дефицит сырья на азиатском регионе, поэтому спрос на уголь и СПГ останется там высоким. Азия сохранит статус главного рынка сбыта СПГ.

Стоимость газа на нидерландской бирже TTF, как отмечают в Bloomberg, выросла на 13,4% и дошла до 98,23 евро за МВт*час, в обычной для России системе измерений это 1175 долларов за тысячу кубов, астрономическая цифра, которая грозит падением экономического роста странам ЕС, остановкой предприятий и переходом на альтернативные ресурсы в виде политически неприемлемого угля.

Угольные претензии ЕС являются странными

«Нельзя сказать, что тезис Bloomberg по углю является ложным. Российская федерация считается одним из крупнейших экспортеров угля в мире: в европейском направлении мы везем 110 млн тонн в год, в азиатском – 100 млн тонн в год», — констатирует Фролов.

Лет пять назад стало ясно, что ЕС откажется от угля в электрогенерации, а это главное направление потребления данного энергоресурса. После этого Москва начала предпринимать усилия, чтобы российский угольный сектор не остался без рынка сбыта.

«РФ начала строительство восточного перегона и стала расширять Транссиб, чтобы увеличить возможности экспорта угля в Азию до 200 млн тонн. Учитывая это обстоятельство и наличие угольных электростанций в нашей стране, было бы странно ожидать избыток предложения угля. У РФ есть внутренний рынок, поставки в Европу и Азию и соответствующая выработка», — заключает Фролов.

При таком раскладе проблематично найти в России десятки млн тонн свободного угля: их ведь еще нужно для начала добыть. Для решения такой задачи требуется увеличить выработку сырья, но на это никто не пойдет в силу последовательного отказа Европы от угля.

Европа много раз сигнализировала РФ, что откажется от угля, в результате чего РФ сместила акценты в угольном экспорте.

«Утверждение Bloomberg верное, но причем здесь Россия? Разве у Европы нет собственного производства угля – например, в Германии, которое могло бы частично удовлетворить европейский спрос? Сегодня прослеживается рост поставок бурого угля на внутренний рынок ФРГ. Еще есть в мире такая страна, как США, у которой производство угля за последние годы просело на 100 млн тонн», — резюмирует Фролов.

США давно ищут применение этим объемам, но почему-то в Bloomberg и ЕС вспоминают только о дефиците российского предложения.

«У России не было проседания производства угля, поэтому наш потенциал роста меньше, чем у американцев, которые масштабно сократили объемы добычи угля. В теории именно США, а не РФ могут резко увеличили добычу угля», — констатирует Фролов.

По этой схеме кроме газа и угля РФ можно обвинить в недопоставке нефти, сжиженного углеродного угля, пластиков, металлов и любых других ресурсов, как будто российская экономика обязана удовлетворять запрос европейских потребителей.