Дальнейшие перспективы СПГ в Европе зависят от погоды в Азии, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. 

Сегодня в Азии тепло, а в Европе – холодно, это и создало ценовую разницу, которая развернула СПГ-газовозы в направлении европейских портов.

СПГ-газовозы разворачиваются из Азии в Европу

Как сообщает информационное агентство Bloomberg, закупка СПГ на азиатском рынке в течение 2021 года может привести к тому, что поставки сырья будут перенаправлены на европейский рынок.

Трейдеры отмечают, что несколько СПГ-газовозов развернулись из Азии в Европу после того, как рост цен на европейском спотовом рынке создал премию. Данный тренд может в перспективе снизить уровень газовых котировок в Европе.

На 14:20 22 декабря 2021 года стоимость газового фьючерса на нидерландской бирже TTF находилась на отметке в 173 евро за МВт·час (2011,59 доллара за тысячу кубометров газа), это ниже вчерашних рекордов, но все равно аномально много.

Цены создали ситуацию, когда в моменте газ в Европе стоит дороже, чем в Азии, благодаря этому на континент могут прийти дополнительные объемы СПГ. Европейцы рассчитывают на это уже несколько месяцев, но сегодня котировки побили все рекорды.

Проблема упирается в спрос в Азии. Если потребность в газе в Китае, Южной Корее и Японии (на премиальных рынках) не снизится, то вряд ли дополнительные объемы СПГ придут в Европу, а котировки сильно просядут с текущих отметок.

В оценке перспектив газового рынка ЕС действует много переменных, но дело грозит энергетической катастрофой. Запасы в подземных хранилищах газа (ПХГ) в Европе еще в понедельник преодолели психологическую отметку в 60%.

Европа конкурирует за СПГ с Азией

«Многое зависит от погоды. Получилось так, что в Азии относительно тепло для декабря, а в Европе произошло похолодание, одновременно разная ситуация с газовыми хранилищами. В Европе в ПХГ мало газа, а в Азии – много», – резюмирует Правосудов.

Данные факторы создали ситуацию, когда газ в Европе стоит дороже, чем в Азии. Обычно это оборачивается падением цен и перераспределением потоков СПГ, но в 2021 году все перевернулось вверх дном, а котировки зашкалили за разумные пределы.

«Рост цен в Европе привел к тому, что танкеры развернулись и плывут на европейские СПГ-терминалы. Если текущая ситуация с ценами продлится более или менее долго, ЕС получит дополнительные объемы СПГ. Если в Азии также похолодает, там взметнутся цены на газ, а танкеры возобновят движение на премиальный азиатский рынок», – констатирует Правосудов.

Современный уровень цен является крайне высоким, поэтому потребители либо сворачивают потребление, либо переходят на мазут, уголь и другие альтернативы. Есть показательные сведения по полуострову Индостан, где Индия, Пакистан и Бангладеш сократили потребление газа из-за разгона мировых цен, но в Северо-Восточной Азии ситуация противоположная.

«Такой уровень цен оборачивается тем, что возникает угроза потребителям. Огромные цены на отопление приводят к тому, что людям приходится замерзать, об этом часто не пишут, но это реальность», – заключает Правосудов.

Цены на газ зависят от трейдеров

Летом, когда цены разогнались до 500 долларов за тысячу кубометров, ситуацию называли уникальной и аномальной. Компании отказывались закупать газ по таким ценам, что привело к недостаточному заполнению европейских ПХГ и дальнейшему росту котировок.

Ситуация хорошо видна на примере экспорта «Газпрома» в Европу: близкие к рекордам показатели в первой половине 2021 года и падение поставок во второй половине. Экономия сыграла с европейцами злую шутку, кризис носит рукотворный характер.

«Летом никто не мог предположить такого безумия. Существует реальный рынок, когда электростанция купила газ, выработала электричество и продала его потребителю, аналогичная ситуация по теплу. А есть трейдеры, которым без разницы, что происходит, кто замерз и какие это несет с собой последствия, они это рассматривают как шанс сыграть на повышение», – резюмирует Правосудов.

Трейдеры формируют цены на нидерландской бирже TTF, на которую ссылаются все мировые СМИ. Они учитывают такие факторы, как погода, запасы в ПХГ, объем поставок СПГ, и формируют цены путем биржевых операций.

Получается необъективная картинка, но именно Еврокомиссия несколько лет назад привязала ценообразование в Европе к спотовым операциям. Если бы Брюссель сохранил старую систему долгосрочных контрактов, кризиса бы не было.

«Рынок финансовых инструментов оторвался от экономики. Известно, что “Газпром” поставляет мало газа по “Ямал – Европе”, а почему? Энергокомпании ЕС не могут покупать в России сырье по таким ценам, они понимают, что не смогут заработать на его поставке потребителям, и просто не заказывают сырье», – констатирует Правосудов.

Трейдеры пользуются данной информацией и еще больше накручивают цены на газ, вот котировки и вышли за отметку в 2000 долларов.

«Для трейдеров газ – это инструмент делания денег, а не реальный рынок с потребителями», – заключает Правосудов.