Либерализация оптовых цен для промышленных потребителей газа выровняет правила игры на российском рынке. Сегодня независимые поставщики голубого топлива имеют серьезные экономические преимущества перед «Газпромом», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» энергоэксперт Сергей Правосудов.

«Газпром», как утверждает издание «КоммерсантЪ», предложил правительству либерализовать оптовые цены на газ для промышленных потребителей в ряде регионов и ввести их сезонную дифференциацию и коммерческую балансировку.

Сегодня НОВАТЭК и «Роснефть» предоставляют крупным потребителям скидки и так переманивают их у «Газпрома», который столкнулся с проблемами из-за разрыва отношений с большинством стран ЕС. Доводы компании логичны, но они меняют правила игры.

«Газпром» уязвим на российском рынке

«Последствия либерализации цен на газ для промышленности сегодня досконально определить никто не сможет. Ранее считалось, что раз у “Газпрома” монополия на экспорт трубопроводного газа, то поставки на внутренний рынок для него являются своего рода социальным обязательством», — заключает генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Принцип формально не закреплен, но практика ему полностью соответствует.

«“Газпром” в РФ занимается газификацией, поставляет газ населению и в отдаленные регионы, которые платят за сырье меньше промышленных потребителей, а вот независимые производители осуществляют поставки по свободным рыночным ценам и ориентированы на производственные центры, расположенные поблизости к местам добычи голубого топлива», — констатирует Правосудов.

Независимые игроки предпочитают работать с Челябинской и Свердловской областями и с другими промышленно развитыми регионами, которые находятся рядом с месторождениями газа, ведь чем меньшее расстояние компания прокачивает, то тем больше зарабатывает.

Работа с крупными потребителями дает значительные экономические дивиденды, они закупают много сырья и всегда оплачивают счета.

«“Газпром” периодически проявлял недовольство, что лучшие куски внутреннего рынка у него отобраны, но эти аргументы пропускались мимо ушей из-за монополии компании на трубопроводный газовый экспорт», — резюмирует Правосудов.

Российский экспорт в Европу упал

Сегодня расклад поменялся: «Северный поток — 1», через который Германия закупала до 60 млрд кубометров газа в год, сначала остановился, а затем в сентябре 2022 года был выведен из строя. Газопровод «Ямал — Европа» после польской национализации попал под российские санкции и запрещен Москвой к использованию, а через украинскую территорию идет только 42 млн кубометров газа в день, причем эти поставки могут в любой момент прекратиться.

Хорошо работает «Турецкий поток», растут поставки по «Силе Сибири», но эти проекты не заменят «Газпрому» германский рынок. «Сила Сибири — 2» и газовый хаб в Турции даже если будут реализованы и запущены, то не ранее, чем через четыре-пять лет.

Ситуация мотивирует «Газпром» искать новые рынки: вчера компания согласовала с QazaqGaz план газификации Казахстана, а сегодня вышел материал о предложении либерализации российского рынка.

«“Газпром” просит уравнять условия, чтобы не одним доставались вкусности, а другим объедки, и пытается лоббировать данный тезис. Что из этого получится, сказать сложно, но в условиях, когда на российском рынке наблюдается избыток газа, трудно представить, что внутренние цены на него резко вырастут. Пока такого решения нет, продолжается обмен мнениями», — заключает Правосудов.

Большинство издержек легло на «Газпром»

Проблем очень много, причем некоторые из них годами не удается урегулировать.

«Например, ситуация с кавказскими регионами, которые плохо платят за газ, хотя сырье поставляется им по льготным ценам – все их долги ложатся на “Газпром”. Есть и другие моменты, которые необходимо урегулировать», — резюмирует Правосудов.

Добыча газа в РФ в январе-ноябре 2022 года снизилась на 11,6% и составила 612,9 млрд кубометров газа, однако все издержки легли на «Газпром» – «Роснефть» и НОВАТЭК продемонстрировали за этот период увеличение промышленных показателей.

«Прошлый год обернулся для “Газпрома” снижением добычи, а вот у независимых производителей дела обстоят нормально. Как они поставляли газ своим промышленным потребителям, так и поставляют», — констатирует Правосудов.

Текущий расклад носит для главной российской компании односторонний, невыгодный характер, поэтому «Газпром» пытается исправить дело в свою пользу.