Турция решила стать нефтегазовой державой на перепродаже российского сырья / Николай Макеев / «Московский Комсомолец», 13.05.2023 г
Анкара покоряет топливный рынок Европы за счет чужих энергоресурсов
Турция, до последнего времени считавшаяся потребителем, а не производителем энергоносителей, рассчитывает в ближайшие годы занять заметное место на западном сырьевом рынке уже в качестве поставщика горючего. Мало того, что Анкара уже успела переключить на себя существенную долю экспорта российских углеводородов, так еще накануне выборов президента объявила об открытии крупных нефтегазовых месторождений, недрами которых намерена удовлетворить как собственные топливные аппетиты, так и частично закрыть европейский спрос на баррели и кубометры. Задача выглядит амбициозной, но на деле вполне осуществима, хотя решить ее Турция, скорее всего, постарается за счет добытчиков из нашей страны.
Энергетическая база Турции прирастает новыми активами буквально не по дням, а по часам. Залежи нефти, найденные на юго-востоке страны в горах Габар вблизи города Джизре с потенциальной добывающей мощностью в 100 тыс. баррелей в сутки, стали лишь очередным эпизодом в производственном прогрессе Анкары. Об аналогичных успехах президент Реджеп Эрдоган сообщал еще в июле прошлого года — тогда были раскрыты детали освоения нового месторождения на юге Турции с сравнительно небольшими запасами в 7,5-8, млн баррелей, а в минувшем декабре стало известно о запуске в разработку трех скважин в другой юго-восточной провинции Мардин: местные ресурсы оказались не в пример выше — 150 млн баррелей, оцененные в $12 млрд. «Мы ищем источник (дохода — «МК») не в ростовщиках, а в природных богатствах. Наша забота — максимально увеличить вклад открытий в свою энергетическую независимость», — утверждает Эрдоган.
Вопреки утверждениям турецкого лидера о том, что собственная энергетическая отрасль его страны двигается вперед десятимильными шагами, пока Анкара выполняет функции именно спекулянта и наживается на перепродаже чужих, импортируемых товаров. Только за первую половину прошлого года перерабатывающие комбинаты Турции, по данным местных регуляторов, существенно увеличили производство и экспорт нефтепродуктов, изготовленных из дешевого российского сырья, заработав на этом, по самым скромным оценкам, не менее $2,5 млрд. Больше всего вырос выпуск и зарубежные поставки авиакеросина и судового топлива: экспорт первого увеличился на 70%, а второго — на 240%. Причем, западных заказчиков вовсе не волновало, что идущие через торговые площадки Анкары и Стамбула бензин и дизель частично имеют российское происхождение: например, Штаты за полгода нарастили закупку авиакеросина с 2% до 48% от общего производства турецких предприятий.
Стоит отметить, что в секторе природного газа Эрдоган также старается все активнее усиливать свои позиции: в конце декабря он заявил о находке крупного месторождения в Черном море, укрепившего запасы «голубого топлива» государства до 710 млрд кубометров. Стоимость найденного сырья навскидку оценивается в $1 трлн. «Проект впечатляет своими масштабами и амбициозностью, — полагает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — В случае реализации этого замысла, турки станут передовиками в деле успешной газодобычи на черноморском глубоководном шельфе».
Впрочем, соблазнительные перспективы не мешают Анкаре продолжать требовать от России энергетических преференций: после майских праздников Турция убедила Россию отсрочить погашение долгов на сумму в $600 млн за поставленный ранее газ на 2024 год.
«Пока, по крайней мере, в ситуации с «голубым топливом», планы Анкары выйти в скором времени на самостоятельное обеспечение национальных потребностей, не говоря уже о налаживании конкурентоспособного экспорта, выглядят довольно призрачными», — рассуждает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. В прошлом году внутренний спрос на газ в Турции составил около 54-55 млрд кубометров. Практически все углеводороды были импортированы. Черноморский проект, на который делает ставку Эрдоган, по предварительным оценкам, будет обеспечивать ежедневную добычу в пределах 10 млн кубометров или 3,6 млрд «кубов» в год. Очевидно, что такими темпами оперативно добиться газовой независимости у турков не получится.
В отношении добычи нефти у Анкары также пока не все так благополучно, как хотелось Эрдогану. В настоящее время Турция добывает около 7% от объема необходимой для внутреннего рынка «черного золота». С одной стороны, новое месторождение в горах Габар, обещающее давать до 100 тыс. баррелей в сутки, увеличит собственное производство «черного золота» компаниями страны в 2,5 раза. С другой стороны, даже такой, на первый взгляд значительный прирост все равно не позволит туркам закрыть собственные потребности в сырье: суммарная добыча вырастет до 90 млн баррель в год при потреблении в более 2 млрд «бочек». «Это будет лишь первым шагом к обретению углеводородной независимости, — аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. — В этой связи многие нынешние заявления турецких властей рассматриваются в качестве предвыборной риторики, хотя первые разговоры о крупнейших месторождениях стартовали задолго до начала избирательной кампании».
Учитывая все перечисленные факты становится закономерным желание Анкары создать на своей территории газовый хаб для последующего распределения сырья потенциальным клиентам. «Фактически не обладая собственными энергетическими ресурсами, Турция собирается стать ключевым игроком по крайней мере на топливном рынке Старого Света, — полагает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Этот торговый узел будет представлен тремя мощными производителями углеводородов: Россией, Азербайджаном и Ираном. В прошлом году Турция уже продемонстрировала, как зарабатывать на закупке находящейся под санкциями и поэтому дешевой российской нефти — перерабатывающие заводы страны получили рекордную маржу на перепродаже готового бензина и дизеля не только в страны Европы, но и за океан — в Соединенные Штаты. Наверняка, пользуясь своим удачным географическим месторасположением, Анкара и в будущем продолжит эксплуатировать подобную практику, постепенно приобретая статус «крепкого орешка» на мировом энергетическом рынке. Может даже станет участником ОПЕК+… Однако от ростовщической формулы — купи подешевле, продай подороже — избавиться у турков в ближайшем будущем вряд ли получится».