По словам Александра Фролова, российский газ всегда продавался по рыночной цене.

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов в эфире радио «Комсомольская правда» прокомментировал информацию о том, что Евросоюз якобы переплатил более 180 миллиардов евро за газ из-за санкций против России.

«В декабре 2021 года газ в Евросоюзе стоил 2000 долларов за тысячу кубометров, что было примерно в 5 раз больше предыдущих стандартных максимумов, которые достигались году в 14-м. Ну и примерно в столько же раз больше уровня, с которого начался мировой энергетический кризис. Меня смущают попытки связать европейский рынок исключительно с ситуацией между Европой и Россией. ЕС вписан в мировой энергетический кризис, в ходе которого газ дорожал везде, включая США», — заявил он.

Специалист добавил, что Россия никогда не продавала газ ниже рыночных цен, а их образование было привязано к биржевым котировкам.

«Я наверное разочарую часть аудитории — наш газ всегда был «в рынке». Когда говорят, что мы им продавали газ в разы дешевле американцев — это конечно здорово и замечательно, но мы в такой истории выглядим дурачками. Зачем продавать в разы дешевле, если газ готовы покупать в разы дороже? Никакого смысла в этом нет и мы дурачками в этой ситуации не были, мы продавали всегда по рыночным ценам.

Более того, система ценообразования на российский газ по долгосрочным контрактам уже несколько лет была привязана к биржевым котировкам. Это означает, что в формуле цены вместо нефтяной привязки были прописаны биржевые котировки на месяц, на полгода вперед, спотовые котировки и так далее. Цена российского газа менялась с лагом в один квартал — на цены в первом квартале 2022 года влияли биржевые котировки, которые сформировались в четвертом квартале 2021 года», — объяснил Фролов.

Он отметил, что во втором квартале 2022 года российский газ торговался даже дороже на 50-75 долларов, чем закупавшийся напрямую через биржу, так как цены и спрос после зимы стали падать, а его стоимость зависела еще от зимних биржевых котировок.

«Проблема Европы в системе ценообразования, которую они внедряли с 2009 года. Сейчас отказаться от нее они не могут — это означает откатить реформы и признать ошибку. Эта система, которую они придумали, ставит Европу в наиболее уязвимое положение из всех развитых рынков. Вот в Азиатско-Тихоокеанском регионе примерно 75% газа поступает с нефтяной привязкой, поэтому в момент мирового энергетического кризиса он оказался в более выгодном положении.

Они минимизировали закупки на бирже и покупали газ по 300 долларов, а Европа платила по 1000, по 3600, по 2000 долларов», — заключил Фролов.

Ранее экономист Владислав Гинько назвал снижение курса рубля по отношению к доллару временным явлением и предрек его укрепление в следующем году.