Отмена повышенного тарифа на транзит российского газа по территории Болгарии обусловлена не только давлением со стороны Венгрии и Сербии, продолжающим покупать российский газ, идущий через болгарскую территорию.

Дело здесь, скорее, в том, что через Венгрию газ поступает и в другие страны Европейского союза (ЕС). Ведь многие из них из-за конфликта на Украине существенно снизили импорт российского газа, и Болгария фактически остается единственной «лазейкой», обеспечивающей эти поставки, рассказали опрошенные «Российской газетой» эксперты.

Напомним, что сегодня, 18 декабря, Болгарское телеграфное агентство сообщило, что депутаты болгарского парламента приняли в первом чтении законопроект, отменяющий повышение тарифа за транзит российского газа через территорию страны.

Болгария ввела налог в размере 20 левов за МВт/ч (около $11,1) на транзит российского газа 15 ноября. Это было сделано для снижения его конкурентоспособности по сравнению с более дорогим сжиженным природным газом (СПГ). Тогда же сообщалось, что Сербия и Венгрия заявили о том, что не намереваются платить Болгарии повышенный тариф за транзит, а также что Будапешт направил в Еврокомиссию запрос о начале расследования на предмет соответствия нормам ЕС решения Софии.

16 декабря глава венгерского МИД Петер Сийярто анонсировал отмену болгарского налога на транзит газа из РФ после угрозы Венгрии наложить вето на вступление страны в зону Шенгена. Дипломат оценил введение Софией акциза как «скандальный и враждебный шаг», который абсолютно противоречит юридическим правилам ЕС, а также ставит под угрозу газоснабжение Венгрии, Сербии и Северной Македонии.

По мнению аналитика Института национальной энергетики Александра Фролова, изначально решение о дополнительном платеже за транзит российского газа по территории Болгарии было принято правительством этой страны без должного основания.

«Власти Болгарии утверждали, что приняли это решение с опорой на некие распоряжения Европейского Союза (ЕС). Но было не вполне ясно, какие конкретно решения ЕС так широко были трактованы руководством Болгарии. Кроме того, Сербия и Венгрия явно намеревались добиваться отмены данного решения, и они бы имели все шансы добиться этого в судах с дальнейшим получением компенсации от Болгарии за такие неправомочные действия. Скорее всего, руководство этой страны осознало, что слишком далеко зашло, и решило сделать шаг назад», — сказал Фролов.

«С самого начала специальной военной операции (СВО) многие болгарские компании призывали к тому, чтобы не ограничивать прямой импорт газа из России, поскольку у Болгарии фактически не было альтернативных вариантов поставок (до начала СВО 90 % потребляемого газа Болгария поставляла из России)», — напомнил в разговоре с «РГ» и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.

Тот факт, что болгарский парламент проголосовал за отмену налога в 20 левов за МВт/ч, который в ноябре был введен на транзит российского газа через страну, был вполне предсказуем, считает он.

«В условиях санкций страны ЕС будут еще сильнее конкурировать за российский газ, идущий через ту же Болгарию. И им вовсе не нужны дополнительные тарифы на транзит, которые будут оказывать давление на и без того дефицитные рынки газа Европы и нестабильные цены на него. «Газовые игры» Евросоюза пока далеки от своего завершения», — заключил Смирнов.

Ранее доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов отмечал, что цены на российский трубопроводный газ в Восточной Европе пытаются подогнать под котировки американского СПГ с целью обеспечить последнему конкурентные преимущества. «Налицо продолжение той же стратегии, которая проводится уже не первое десятилетие и кульминацией которой стали взрывы на «Северных потоках»: любыми способами отрезать Европу от дешевого российского газа, чтобы дать дорогу американским «молекулам свободы» и одновременно экономически ослабить Европу — главного конкурента Соединенных Штатов», — сказал эксперт.