Вашингтон готовится усилить давление на нефтегазовый и золотодобывающий секторы республики
Вашингтон предоставил Каракасу время до апреля, чтобы допустить главного оппозиционного кандидата к участию в выборах. Если этого не произойдет, то Венесуэле грозят новые санкции против нефтегазового и золотодобывающего секторов. Впрочем, возвращения Штатов к строгим ограничениям против южноамериканской страны стоило ожидать. Помочь справиться с санкционным грузом Каракасу могут Россия и другие страны БРИКС. При этом вопрос установления новых договоренностей, вероятно, появится на повестке встречи Владимира Путина с Николасом Мадуро, которая планируется в ближайшее время. Готова ли Венесуэла к новым санкциям и каковы перспективы сотрудничества с ней — в материале «Известий».

США угрожают Венесуэле новыми санкциями

Вашингтон решил отказаться от смягчения санкций в отношении нефтегазового сектора Венесуэлы — то есть отойти от тех договоренностей, которые были согласованы в октябре прошлого года. Ограничения вновь вступят в силу 18 апреля 2024-го — в день, когда перестанет действовать американский закон об ослаблении рестрикций.

При этом к уже введенным ранее санкциям присоединятся новые — против государственной золотодобывающей компании Minerven. Американским предпринимателям, у которых есть соглашения о сотрудничестве с ней, Госдепартамент дал две недели для остановки трансакций.

США пошли на такой шаг после того, что Каракас запретил участвовать в президентских выборах кандидату от оппозиции — 56-летней Марии Корине Мачадо.

«Соединенные Штаты по-прежнему поддерживают диалог между сторонами и стремление венесуэльского народа к демократическому будущему. Мы будем использовать имеющиеся в нашем распоряжении механизмы, чтобы способствовать возвращению к условиям Барбадосского соглашения», — говорится на сайте Госдепартамента.

Тем не менее США готовы пересмотреть свое решение, если Венесуэла пойдет на уступки. Как уточнил руководитель пресс-службы Госдепартамента Мэттью Миллер, у правительства президента Венесуэлы Николаса Мадуро «еще есть время, чтобы разрешить проведение свободных и честных выборов».

«Мы надеемся, что так они и поступят, но в противном случае мы готовы применить санкции», — заметил он.

Барбадосские соглашения, о которых говорят США, в октябре прошлого года заключили венесуэльский оппозиционный политический альянс и официальные власти, чтобы обеспечить проведение демократических выборов во второй половине 2024 года под присмотром представителей ООН, Евросоюза и Межамериканского союза избирательных органов. Как раз по итогам этой встречи США и смягчили санкции против венесуэльского нефтегазового сектора. Правда, дата голосования пока так и не была определена.

Экс-депутат Национальной ассамблеи Венесуэлы Мария Корина Мачадо в целом пользуется популярностью среди населения, напомнил в беседе с «Известиями» венесуэльский политолог Хесус Сегиас. По его словам, ее успех у властей вызывает опасение. В прошлом году ее лишили возможности участвовать в выборах в связи с подозрениями в коррупции.

Впрочем, Николас Мадуро вряд ли пойдет на отмену решения о дисквалификации Мачадо — это было бы проявлением слабости в преддверии выборов, считает директор Латиноамериканского центра имени Уго Чавеса Егор Лидовской. С другой стороны, даже если Каракас потенциально допустит оппозиционного политика к выборам, США не перестанут критиковать Венесуэлу за отсутствие демократии.

По мнению эксперта, Штаты не в первый раз используют эту тему в качестве давления на Каракас и продолжат и впредь этим заниматься. Хотя степень противостояния между США и Венесуэлой во многом будет зависеть от внутриполитических процессов в Штатах.

Кроме того, нельзя забывать, что США рьяно критикуют решение Мадуро присоединить богатую на нефть территорию Гайана-Эссекибо, которая сейчас находится под контролем соседнего государства — Гайаны. Сразу после референдума госсекретарь Энтони Блинкен выразил поддержку Гайане, а представители южного командования ВС США и вовсе посетили Джорджтаун для консультаций с военными южноамериканской страны.

Как новые ограничения повлияют на экономику Венесуэлы

Санкционную политику против организаций и физических лиц Венесуэлы США начали в 2005 году, объяснив ее необходимость ростом коррупции и нарушением прав граждан в этой стране. Давление усилилось в 2019-м из-за якобы фальсификации выборов, по итогам которых Николас Мадуро переизбрался на пост президента.

Согласно данным Castellum.AI, против Венесуэлы сейчас действуют 747 ограничений, страна замыкает семерку лидеров по введенным против нее санкциям. Примечательно, что большинство ограничений появилось во время президентства Дональда Трампа.

Смягчение санкционного давления со стороны США в октябре прошлого года не смогло кардинально улучшить положение дел нефтегазовой отрасли Венесуэлы, сказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Поэтому, по словам эксперта, сильное влияние на экономику Венесуэлы возвращение и введение новых ограничений вряд ли окажет.

— Если санкции вернутся, это не станет катастрофой, потому что катастрофа уже произошла. Еще в тот момент, когда санкции были ослаблены, было понятно, что рассчитывать на долгосрочность этой меры не стоит, и при любом чихе со стороны Каракаса санкции могут вернуться, — говорит эксперт.

Ранее экономист Хосе Торо Харди в интервью Forbes сказал, что «Венесуэла мало что может дать, ее нефтяная отрасль разрушена». По его словам, потребуется около $250 млрд инвестиций и не менее семи лет, чтобы вернуться к прежнему уровню добычи. По некоторым данным, в 1998 году страна добывала 3,5 млн баррелей в сутки. Сейчас же добыча составляет 750–800 тыс. баррелей в день.

Венесуэла уже выработала механизмы работы в санкционных условиях, планомерно укрепляя отношения с Россией, Китаем и в целом со странами БРИКС, говорит Александр Фролов. Ранее в интервью «Известиям» глава МИД Боливарианской Республики Иван Хиль Пинто говорил о том, что Венесуэла хочет присоединиться к этому объединению.

«У нее [Венесуэлы] есть энергетический и экономический потенциал. Венесуэла обладает влиянием в латиноамериканском регионе. Мы верим в то, что она станет частью БРИКС, хотя уже сейчас мы работаем со странами объединения, и наше сотрудничество будет только усиливаться», — сказал министр.

Тема развития отношений, в том числе в нефтегазовой сфере, между Венесуэлой и Россией будет центральной на встрече президентов Владимира Путина и Николаса Мадуро, уверен Егор Лидовской. 29 января президент Боливарианской Республики заявил о планах в скором времени посетить Санкт-Петербург.

— Венесуэла ясно продемонстрировала за эти годы, что усиление давления со стороны Штатов будет лишь импульсом для диверсификации международных отношений Боливарианской Республики. Россия на этом направлении — ключевой партнер Венесуэлы за счет своей предсказуемости, стабильности и верности достигнутым договоренностям, — добавил эксперт.

Потенциальными темами на встрече, по словам Лидовского, могут также стать новые договоренности в сфере военно-технического сотрудничества, развитие и распространение на территории Венесуэлы платежной системы «Мир», а также увеличение соглашений в сфере образования.

Российско-венесуэльские торговые отношения быстро развиваются. В октябре прошлого года вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что с января по июль 2023 года торговый оборот между станами вырос на 70%. При этом экспорт удобрений и поставок соевого масла из России в Венесуэлу увеличился в 2,5 раза. А в апреле глава российско-венесуэльской торговой палаты Роман Фроленко говорил о том, что товарооборот между РФ и Венесуэлой может вырасти до $300 млн в месяц после открытия прямого транспортного коридора. Страны работают также над организацией взаимного доступа на рынки для 100 российских и венесуэльских сельхозпроизводителей в области поставок мясной, рыбной и молочной продукции.