Европейцы не намерены продлять договор на транзит российского газа через Украину, действие которого истекает в конце 2024 года. Опрошенные aif.ru эксперты подтвердили, что договор не будет продлен, но поставки газа по украинскому маршруту сохранятся.

«Газпром» и украинский «Нафтогаз» подписали транзитный договор в 2019 году сроком на 5 лет. Согласно контракту, объем ежегодной прокачки составлял 40 млрд куб. м, а в 2020 году — 65 млрд куб. м. Плата за транзит сторонами не раскрывалась, известно лишь, что в контракте нет фиксированного тарифа, но применено формульное ценообразование. По разным оценкам, Украина заработала на транзите от 7 до 15 млрд долл.

Договор действует до конца 2024 года, и в Киеве неоднократно заявляли о нежелании его продлять. Теперь такую же позицию заняли и в Брюсселе. «Мы не заинтересованы в продлении трехстороннего соглашения о транзите газа с Россией, срок действия которого истекает к концу этого года», — передает Reuters слова комиссара ЕС по энергетике Кадри Симсон.

Несмотря на жесткие санкции, «Газпром» сохраняет, пусть и в гораздо меньших объемах, поставки газа в Европу. Экспорт идет по двум маршрутам — через украинскую газотранспортную систему и через газопровод «Турецкий поток». В 2022 году суммарные поставки в направлении европейских стран составили 64 млрд куб. м, в 2023 году — 27 млрд куб. м. Фактически громкие слова еврочиновников призваны замаскировать стремление сохранить поставки хотя бы в этих небольших объемах.

«Не продление долгосрочного транзитного договора не означает прерывание поставок, — уверен доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов. — Действующий сейчас контракт истечет в конце 2024 года, и с вероятностью в 99% продляться он не будет. Но поставки, скорее всего, продолжатся, они будут осуществляться на основе бронирования мощностей, буквально в ежедневном режиме контрагенты будут определять объемы прокачки».

Транзит газа можно осуществлять и без долгосрочного договора, подтверждает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. «Еще в 2019 году Украина предлагала перейти на аукционную систему взаимоотношений, при которой их ГТС выставляет транзитные мощности по прокачке на какой-то определенный период времени (1 день, 2 дня, неделя и прочее) на аукцион, и их выкупает любая заинтересованная компания. Это может быть и „Газпром“, и какая-то европейская структура», — подчеркнул эксперт.

Такая схема прекрасно работает на территории ЕС, но на Украине не было смысла ее вводить, так как здесь единственный маршрут транспортировки. Но теперь, скорее всего, перейдут на такую систему и на Украине.

В Брюсселе все это прекрасно понимают, а эффектные заявления еврокомиссара носят больше политический характер. «В Брюсселе демонстрируют, что они усиливают санкции против России и не намерены продолжать сотрудничество с нами, — говорит Андрианов. — А на практике оставляют широкие возможности для закупок газа, в том числе и СПГ, и через территорию Украины. Европейцам все же очень трудно отказаться от нашего газа, а у Словакии и Австрии, частично у Венгрии, зависимость от украинского транзита критическая».

Заявление еврокомиссара по энергетике исключительно политическое, соглашается Александр Фролов. В ЕС принят документ, подразумевающий отказ от российского газа к концу 2027 года, и чиновники в принципе не могут даже говорить о какой-либо поддержке поставок топлива из России, тем более о намерении продлить транзитный договор через Украину.

России тоже выгодно сохранение украинского транзита. «Во-первых, по этому маршруту мы снабжаем газом Приднестровье, — указал Андрианов. — А во-вторых, цены на газ при работе по системе бронирования мощностей будут однозначно выше, чем при действующем сейчас долгосрочном транзитном договоре, мы просто получим больше денег за прежний объем поставок».

Кроме того, возможно, продавать газ мы будем не на западной границе Украины, как сейчас, а на восточной, добавляет Фролов. «В этом случае „Газпром“ не будет платить за транзит Киеву и не будет нести никаких рисков за прокачку газа по территории Украины. Проданный газ становится собственностью европейских покупателей на российско-украинской границе, и все дальнейшие проблемы, связанные с украинским транзитом, размером тарифов, рисками и прочее они будут решать сами без нашего участия», — заключил эксперт.

Ранее эксперты специально для aif.ru объяснили причины резкого роста поставок российского газа в Европу в январе текущего года.