Не только потеря клиентов: эксперт о последствиях ударов по украинским ПХГ / Илья Круглей / «Нефть и капитал», 28.03.2024 г
У европейских трейдеров есть повод задуматься о безопасности своего газа в ПХГ
О последствиях ударов по украинским хранилищам газа рассказал эксперт Правосудов
Газовая инфраструктура Украины с начала СВО не представляла для российских военных особого интереса и не становилась объектом атак. Даже когда атаке подверглись энергетические объекты, причем неоднократно, именно по газопроводам и подземные хранилища газа (ПХГ) ракетные удары не наносились, налеты дронов не совершались.
Так было до конца марта 2024 года. В этом месяце украинские военные стали массово бить по объектам нефтепереработки на территории РФ с помощью БПЛА. Причем, если раньше атакам подвергались объекты, которые выпускали топливо для экспорта, теперь целью становились НПЗ, работающие на внутренний рынок РФ.
Вполне возможно, была пересечена одна из негласных «красных линий». Впрочем, Киев, как и его «партнеры», за последнее время совершил еще массу других действий, направленных против Москвы, после которых вполне логично могли произойти определенные последствия.
24 марта Минобороны РФ отчиталось о ракетных ударах по «объектам газодобывающей отрасли» на западе Украины. В то же время «Нафтогаз Украины» сообщил о повреждении оборудования ПХГ во Львовской области, что на западе страны. Очевидно речь шла о крупнейшем в Европе Бильче-Волицком ПХГ с номинальной мощностью хранения в 17 млрд кубометров газа.
Для Украины это не просто проблемы с газовой инфраструктурой, пусть и в момент скорого окончания отопительного сезона. Опасность в том, что Киев в последние годы активно предлагает использовать эти ПХГ европейским трейдерам… у которых теперь появился серьезный повод задуматься о том, а стоит ли вообще так делать.
Не хранители газа
Уничтожить ПХГ, упрощая, с технической точки зрения крайне проблематично. Оно все-таки, как правило, находится глубоко под землей. В случае с ПХГ на западе Украины — это сотни метров под толщей земли, куда закачивается газ. Однако всегда можно уничтожить или повредить компрессорное оборудование, без которого невозможно выбирать или закачивать в хранилище газ. А его в ПХГ Незалежной достаточно много, причем далеко не весь этот газ украинский.
С осени 2023 года украинские ПХГ стали объектом внимания европейских трейдеров, которым, учитывая непростую ситуацию на газовом рынке ЕС, нужно было как можно больше газовых хранилищ. Еще в начале июня 2023-го замминистра Украины Николай Колесник заявил, что его страна надеется стать газовым хабом для Европы, а «власти предлагают европейским трейдерам использовать украинские хранилища по самым низким ценам».
Идея была привлекательной, поскольку в Бильче-Волицком ПХГ можно было хранить большие объемы, да и находится объект на границе со Словакией, что довольно удобно для перекачки углеводородов на рынок ЕС в кратчайшие сроки, когда того потребует спрос.
По состоянию на октябрь 2023 года, по разным оценкам, в это ПХГ было закачано около 2 млрд кубометров газа. При этом украинские чиновники тогда радостно уверяли, что «готовы предложить европейским компаниям мощности (используя хранилища по всей стране) до 12–15 млрд кубометров».
18 марта этого года глава «Нафтогаза» Алексей Чернышев сообщил, что принято решение не пересматривать тариф на хранение газа в ПХГ Украины для зарубежных компаний. Тогда же он напомнил прессе, что за 2023-й удалось привлечь иностранных партнеров для хранения в 2,5 млрд кубометров газа. Речь шла о более 160 иностранных энергокомпаний из 32 стран.
А через неделю прилетели ракеты. Теперь ПХГ во Львовской области, по заявлениям самих же украинских чиновников, будет ремонтироваться не менее месяца. Нетрудно догадаться, что европейские трейдеры, считавшие хранение газа на Украине выгодным и дешевым решением проблемы, теперь крепко задумались о том, стоит ли закачивать свой газ в те ПХГ в будущем.
Потеря зарубежных клиентов и угроза для украинского рынка
Газовая инфраструктура Украины уже не является неприкасаемой. Угроза новой атаки для ПХГ — это не только возросшие риски для европейских трейдеров, которые вошли во вкус по использованию хранилищ Украины. После потери транзита российского газа в Европу (контракт истекает в этом году и сам же Киев уверяет, что продлевать его не намерен) эти ПХГ нужны будут и самой Украине.
Да, газ можно покупать у Европы по реверсу. Да, снизившийся спрос из-за потерянной промышленности (еще до СВО) позволяет собственной добыче на Украине почти полностью удовлетворять спрос. Но работа ПХГ все равно нужна, даже при отсутствии импорта газа. Если Россия продолжит удары по компрессорным станциям, Киеву будет сложно поддерживать непрерывное газоснабжение потребителей, особенно с началом нового отопительного сезона.
Как напомнил в комментарии для «НиК» директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, по заявлениям самих же украинских чиновников, потребление на Украине сократилось до почти 20 млрд кубометров газа в год. Для сравнения: в 2020 году оно составляло примерно 26,7 млрд в год, в 2014-м — 40 млрд, в 2004-м — 72 млрд, а в 1992-м — 99 млрд.
«Добывает страна примерно 19 млрд кубометров газа в год, т. е. при нынешнем потреблении Киев вполне может обеспечить баланс спроса и предложения. Руководство Украины уже неоднократно говорило о том, что им импортный газ особо и не нужен.
Сложно ждать существенного роста потребления при сворачивающейся промышленности и бешенном оттоке населения. Он может появиться лишь с прекращением военных действий и кардинальных изменений на этой территории. Что же касается перспектив добычи газа на Украине, то они, если послушать украинских чиновников, смехотворны. В последнее время они вообще перешли на тему производства водорода.
Киев предлагает помочь ему развить ВИЭ-генерацию (наладить работу „ветряков“ и солнечных панелей), чтобы вырабатывать „зеленый“ водород и по трубопроводам продавать его Европе. Где они возьмут столько электролизеров, кто даст деньги на ВИЭ-объекты, кто построит новые газопроводы (использовать старые для транспортировки водорода нереально по чисто техническим причинам), захочет ли Европа покупать такой энергоноситель — на эти вопросы, разумеется, украинские чиновники отвечать не хотят»,
— рассказал эксперт.
Сергей Правосудов также отметил, что Киев открыто говорит в последние годы о нежелании быть импортером голубого топлива. Украина хочет хранить газ в своих ПХГ для европейских потребителей и зарабатывать на этой услуге.
Проблема в том, что вся эта схема теперь, после удара российской армии, оказалась под большим вопросом. Компании, которые решили оставлять там свои углеводороды на хранение, с этого момента не могут быть уверены в том, что им его возвратят.
«Изначально ПХГ на западе Украины создавались во времена СССР. Цель — в случае потребности (скачка спроса на европейском рынке) быстро извлечь оттуда ранее закачанный газ (вместо того чтобы увеличивать добычу на Ямале и гнать его через огромное расстояние) и отправить его на хаб в Австрию. Оттуда углеводороды уже расходились по всей Европе.
Украинские ПХГ изначально создавались для работы инфраструктуры, ориентированной на экспорт, а не для того, чтобы в них шел газ из Европы, удовлетворяя спрос в самой Украине. В теории так сегодня сделать все-таки можно. Только вот удары ракетами по ПХГ могут нарушить работу всей этой схемы»,
— резюмировал эксперт.