В последнее время большинство стран нашей планеты переживают религиозный ренессанс. А страны Запада не принимают участие в этом процессе, так как они опираются на материализм и прагматизм. Они стремятся навязать всему миру свою веру в технологический прогресс. Смысл жизни западного человека заключается в потреблении все более совершенных товаров. Чтобы быть «счастливым» нужно постоянно менять на новую модель мобильный телефон, автомобиль, жилье, телевизор и т.д. до бесконечности. Если человек задумается о смысле своей жизни, то получится, что он живет для получения телевизора с большим экраном. При этом технологии развиваются не только в сфере массового потребления, но и в военных отраслях. Западные корпорации заставляют население и других стран покупать, покупать и еще раз покупать, создавая искусственные потребности массированной рекламой. А расплачиваться за товары нужно сырьем, рабочей силой и ухудшением состояния экологии. Если кто-то не хочет играть по этим правилам, то в дело вступает оружие. Для достижения своих целей Запад не брезгует ничем.

Россия традиционно отличалась от Запада большим вниманием к вопросам духовности. Православная церковь всегда славилась большим числом сильных духом подвижников. Проблемой русских часто была непрактичность, которая является оборотной стороной доброты и глубокой духовности. Поэтому русским нужно привить культ успеха. Но успех должен быть не только материальным, но и духовным.

Если человек думает только о деньгах, и готов ради них на все, то он не будет пользоваться поддержкой в обществе. Нужно достигать успеха честными способами, за счет объективной конкуренции. Ведь можно выиграть забег, незаметно толкнув противника, а можно долго тренироваться и честно победить. Для развития духовности и нужна человеку вера в Бога, а также великая русская культура, которую почитают во всем мире.

В истории нашей страны были примеры духовных предпринимателей – это купцы старообрядцы. Они воспринимали накопление богатств, как служение своей стране и народу. При этом в быту они отличались крайней скромностью и умеренностью. Зато тратили большие деньги на меценатство, благодаря чему активно развивалась русская живопись, литература, музыка…

Сегодня после десятков лет господства идеологии атеизма идет постепенное возрождение духовности. Но пока большинство прихожан храмов составляют пожилые люди. В этом нет ничего плохого, чем ближе человек к смерти, тем больше он начинает думать о том, с чем он предстанет перед Богом. Но православным сознанием нужно пропитывать и молодые души, чтобы они работали на улучшение окружающей действительности.

Диакон Андрей Кураев пишет: «В молодых православных людях надо воспитывать вкус к карьере, к жизненному успеху. Таково необходимое требование к любому патриоту России, к любому православному человеку: хочешь помочь России и Церкви – стань профессионалом. Не в смысле профессиональным патриотом, а в смысле профессионалом в своей светской работе. Если православный ребенок учится на тройки, он дает повод хулить свою веру – мол, он потому и верит, что ничего не знает! Православный учитель, должен быть лучшим в школе, а православное перо – лучшим в газете». И далее: «В молодого прихожанина надо уметь заронить не только мечту о монашестве, но и нечто другое. Хотя бы часть из наших молодых прихожан и неофитов надо уговаривать оставаться в том звании, в котором они призваны. Ты хочешь служить Христу? Но это можно делать не только в рясе. Стань настоящим профессионалом, добейся успеха ради Христа, а не ради номенклатурных благ. И то влияние, которое ты со временем сможешь приобрести, обрати на пользу своего народа и Церкви. Монахов у нас хватает (в России их около 8 тыс.). Церкви, может быть, более всего не хватает сегодня людей, способных профессионально работать в светских структурах, но с православной мотивацией».

Выдающиеся русские консервативные мыслители Лев Тихомиров и Константин Леонтьев говорили о необходимости создания в России новых монашеских орденов, которые могли бы оказывать большее влияние на светскую жизнь. В современных условиях, после десятилетий господства атеистической идеологии, скорее всего, уместнее говорить не о строго монашеском ордене, а об общественной организации, в которую входили бы не только деятели Церкви. Ведь монаху будет трудно найти общий язык с человеком, который работает в какой-то крупной коммерческой структуре, ходит на рок-концерты и в рестораны, ездит отдыхать за границу и т.д. Между этими полюсами должна быть буферная структура, в которой они могли бы лучше узнать и понять друг друга. Ее можно было бы назвать «Орден света».

Какие идеи могла бы взять за основу организация, стоящая между православной церковью и мирским человеком? В качестве общей нравственной основы можно было бы использовать принцип, содержащийся во всех ведущих мировых религиозных и философских системах: «не делай другим того, что не хочешь, чтобы делали тебе». От этой истины не далеко и до десяти заповедей Иисуса Христа.

В качестве философской основы для «Ордена света» можно использовать учение о системах и антисистемах, сформулированное выдающимся отечественным ученым Львом Гумилевым. Для того, чтобы понять его суть рассмотрим простой исторический пример. Племя готов, взяв столицу Римской империи, заставили жителей Рима заплатить большой выкуп, и удовлетворилось этим. Другой народ – вандалы, хотя и находились на том же культурном уровне, что и готы, не столько грабили, сколько бессмысленно ломали красивые здания, разбивали мраморные статуи, уничтожали мозаику, соскабливали фрески. Именно эта бессмысленность поразила современников.

Судьбы готов и вандалов оказались различными. Готы в Испании создали устойчивое королевство, слились с местным населением в единую политическую систему и впоследствии – в монолитный этнос – испанцев. Вандалы свирепствовали в Африке до тех пор, пока небольшой отряд под руководством византийского полководца Велизария не ликвидировал их крепостей, в которых они укрывались от гнева аборигенов. После этого вандалов не стало.

Л.Н. Гумилев сформулировал свой вывод следующим образом: «То, что для построения нового, допустим, дома нужно сломать старый, стоящий на том же месте, – бесспорно. Это обычная в природе и истории смена форм. При ней хорошее не всегда меняется на лучшее, но всегда на что-то реальное, отвечающее потребностям эпохи. Такова специфика развития любой системы. Но когда памятник культуры (дворец, сад, картина и т.п.) или природы (лес, озеро, стадо бизонов) уничтожается и не заменяется ничем, то это уже не развитие, а его нарушение, не система, а антисистема. Руины или трупы не могут ни развиваться, ни сохраняться для потомства. Динамика сменяется статикой, жизнь – смертью, изменение структуры аннигиляцией (уничтожением – прим. авт.)».

Вандализм одинаково деформирует и тех, кого губят, и тех, кто губит, ибо губителям оказывается невозможно жить на развалинах и опустошенных землях. Антисистема подобна популяции бактерий или инфузорий в организме: распространяясь по внутренним органам человека или животного, бациллы приводят его к смерти… и умирают в его остывающем теле.

Применительно к современной российской действительности эту идею можно использовать следующим образом: два предприятия обрели своих собственников в результате приватизации. Один из них стал развивать производство: тратить прибыль на покупку нового оборудования, обучать персонал, осваивать выпуск новых образцов продукции. Другой же продал все оборудование, людей уволил, стены завода разобрал и реализовал в виде кирпичей и блоков. Если эти предприятия были градообразующими, то мы имеем два населенных пункта. Первый – процветающий и второй – депрессивный. Как видим, антисистемы есть и сегодня.

Название «Орден света» несет в себе определенную смысловую нагрузку. Дело в том, что Бог традиционно ассоциируется со светом, а Дьявол – с тьмой. Кроме того, солнечный свет, несущий тепло и энергию, является основой жизни на планете Земля. А тьма и холод – основа космической пустоты – вакуума.

Этот орден мог бы помочь православной церкви и в работе с эмигрантами, покинувшими Родину и проживающими в других странах. В последние сто лет из России уехали очень многие и по весьма разным причинам. Вполне возможно, что некоторые из них хотели бы помочь своей Родине стать богаче и сильнее. В этом плане показателен пример китайцев, которые где бы они ни жили, не теряют связи со своей страной. Американцы уже давно бьют тревогу и обвиняют своих китайских служащих в промышленном шпионаже. Но Китай, в отличие от России не разорванная страна. Эти люди гордятся тем, что они китайцы и не раболепствуют перед Западом.

Очевидно, что многие россияне, эмигрировавшие из своей страны – были восхищены западными ценностями и не захотят помогать своей стране. Но, наверняка, найдутся и другие. Им нужно только дать возможность сделать, что-то полезное для России. Вполне возможно, что идеи «Ордена света», а затем и православия привлекут к себе и многих людей, которые никогда не были в России, но хотят жить по совести. Россиянам нужно перестать ругать свою Родину, а начать улучшать ее. А начать каждый честный человек должен с самого себя.